Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог

IV. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для технического и техно-рабочего проектирования

4.00. Инженерные гидрометеорологические изыскания новых автомобильных дорог должны обеспечить получение необходимых для проектирования в объеме технического или техно-рабочего проекта данных по гидрологии и климатологии, а также оценить возможность изменения гидрометеорологических условий в районе изысканий на срок службы дороги и всех её сооружений.

4.01. Объем, содержание, сроки выполнения и методы гидрометеорологических изысканий определяют в зависимости от сроков и продолжительности проектно-изыскательских работ, степени изученности, отдаленности, доступности района и сложности гидрометеорологических условий.

4.02. В результате проведения гидрометеорологических изысканий должны быть получены:

- необходимые данные о гидрометеорологическом режиме района изысканий с требуемой для целей проектирования детализацией;

- расчетные величины гидрометеорологических параметров, требуемые нормами дорожного проектирования;

- величины максимальных расходов, расчетных уровней и предварительные отверстия водопропускных сооружений с учетом требований строительных норм и правил.

4.03. Инженерные гидрометеорологические изыскания следует проводить с учетом наличия и размещения опорной сети станций и постов Гидрометслужбы СССР на основе использования материалов многолетних наблюдений.

Комплексные линейные гидрометеорологические изыскания дорог

Подготовительный период

4.04. В состав работ подготовительного периода входят:

- изучение материалов гидрометеорологических изысканий, выполненных на стадии ТЭО;

- дополнительный сбор и систематизация исходных материалов;

- обработка материалов многолетних наблюдений;

- участие в камеральном трассировании конкурентно-способных вариантов;

- выявление необходимости гидрометеорологических работ, проводимых по специальным программам;

- подготовительные работы по проведению гидравлических экспериментов на модели для наиболее сложных мостовых переходов.

4.05. В подготовительный период анализируют материалы гидрометеорологических изысканий, выполненных на стадии ТЭО, и осуществляют дополнительное изучение района изысканий на основе картографических, фондовых, литературных и архивных данных и материалов изысканий прошлых лет, проводившихся различными изысканиями.

В процессе изучения этих материалов должны быть собраны сведения, характеризующие геоморфологию, орогидрографию, историю формирования рельефа, гидрологию, климатологию, метеорологию и синоптические условия района изысканий.

Подлежат сбору сведения об исторических наводнениях прошлых лет, о наличии, местоположении и количестве существующих водопропускных и других сооружений, сроках их эксплуатации, об их деформациях, о сети станций и постов гидрометеорологических наблюдений, о судоходстве и сплаве на реках.

Сбору и анализу подлежат результаты наблюдений максимальных годовых и ежедневных расходов и уровней воды, натурные измерения скоростей течения, уклонов водной поверхности, глубин воды и другие гидрометрические характеристики, данные об осадках за различные интервалы времени.

На основании изучения собранных материалов корректируют сроки производства изыскательских работ, составляют задание и программу производства гидрометеорологических изысканий.

Полевой период

4.06. В состав работ полевого периода входит:

- аэровизуальное обследование трассы дороги и мест переходов;

- участие в выборе и укладке трассы дороги и больших мостовых переходов;

- наземные линейные обследования малых водотоков;

- гидрологические обследования больших и средних водотоков;

- краткосрочные гидрометеорологические наблюдения;