МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог

     УТВЕРЖДЕНЫ для практического применения Главным инженер Союздорпроекта В.Силковым 1 октября 1974 г.

     

Введение

"Методические указания" предназначены для использования при изысканиях новых и реконструкции существующих внегородских автомобильных дорог общей сети СССР.

В "Методических указаниях" определена общая методика, состав, порядок и объемы работ для получения исходных данных, необходимых при проектировании земляного полотна автомобильных дорог, мостовых переходов, малых искусственных сооружений.

"Методические указания" составлены в развитие СНиП II-А.13-69*, регламентирующего основные положения, общие требования, техническую подготовку и производство инженерно-гидрометеорологических изысканий для строительства как в обычных природных условиях, так и при наличии неблагоприятных физико-географических процессов и явлений (сели, карст, вечномерзлые грунты и т.д.).

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 11-02-96, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


В "Методических указаниях" обобщен многолетний опыт производства гидрометеорологических изысканий, накопленный Союздорпроектом и его филиалами, и сформулированы основные положения по технологии и направленности этих изысканий, на основе которых установлен состав и порядок применения различных нормативно-методологических документов.

"Методические указания" разработаны главным специалистом технического отдела Союздорпроекта канд. техн. наук Перевозниковым Б.Ф.

Начальник технического отдела Союздорпроекта

Ротштейн К.М.

     

I. Основные положения

1.1. Инженерно-гидрометеорологические изыскания наряду с инженерно-геодезическими и инженерно-геологическими работами являются основным видом изысканий, выполняемым для строительства автомобильных дорог.

1.2. Задачей инженерно-гидрометеорологических изысканий является:

а) Совместно с экономическими, геодезическими и геологическими изысканиями обоснование правильного выбора трассы проектируемой дороги;

б) Сбор и изучение исходных данных для проектирования автомобильной дороги и сооружений на ней;

в) Выявление условий строительства и эксплуатации в той части, в какой они определяются природными факторами района строительства (климат, максимальный сток, русловые процессы, геоморфология речных долин и неблагоприятные физико-географические процессы и явления - сели, карст, вечномерзлые грунты и т.д.).

1.3. Инженерные гидрометеорологические изыскания производят в соответствии с действующим законодательством, требованиями строительных норм и правил (СНиП), а также других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке и содержащих дополнительные или специальные требования к изысканиям.

1.4. Гидрометеорологические изыскания для проектирования автомобильных дорог проводятся в определенной последовательности, должны соответствовать стадии проектирования и иметь свою степень подробности.

Объем и характер инженерно-гидрометеорологических обследований зависят от сложности и степени изученности природных условий района изысканий, а также от стадии проектно-изыскательских работ (технико-экономическое обоснование, технический или технорабочий проект, рабочие чертежи).

1.5. Гидрометеорологические изыскания на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) имеют целью получение минимально необходимых основных данных по гидрологии и климатологии района изысканий в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов трассы и выбора основного направления.

Изучение гидрометеорологических условий осуществляется главным образом путем ознакомления с имеющимися литературными и фондовыми материалами и материалами изысканий прошлых лет, материалами аэрофотосъемки, с осмотром в натуре отдельных сложных мест, а также выполнением по этим материалам приближенных гидравлических расчетов отверстий водопропускных сооружений.

1.6. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для составления технического проекта выполняются в основном в поле и заключаются в детальном изучении гидрометеорологических условий района проложения трассы по выбранному направлению и конкурирующим вариантам в объеме, достаточном для проектирования земляного полотна, мостов, дорожных и регуляционных сооружений, а также организации строительства.

Инженерно-гидрометеорологическим изысканиям для составления технического проекта могут предшествовать гидрометеорологические изыскания на стадии ТЭО. В этом случае необходимо использование рекомендаций и решений, принятых в ТЭО.

1.7. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для составления рабочих чертежей предназначаются для уточнения и детализации исходных данных, полученных при изысканиях для технического проекта, и корректировки результатов гидрометеорологических и гидравлических расчетов, выполненных на этой стадии проектирования.

1.8. Инженерные изыскания для одностадийного (техно-рабочего) проекта выполняют в одну стадию с получением материалов, достаточных для составления проекта, разрабатываемого со степенью подробности рабочих чертежей.

1.9. В случаях, когда кратковременные метеорологические или гидрологические наблюдения и обследования не раскрыли режима или динамики физических процессов, рекомендуется постановка стационарных наблюдений. Количество и продолжительность циклов стационарных наблюдений устанавливают индивидуально в соответствии с необходимостью получения достаточных данных для заданной стадии проектирования. Стационарные наблюдения, начатые при изысканиях для технического проекта, можно продолжать в случаях необходимости и в период изысканий для рабочих чертежей.

Для осуществления указанных наблюдений организуют соответствующие метеорологические и гидрологические посты.

1.10. Для производства инженерных гидрометеорологических изысканий следует составлять программу работ, которую согласовывают с заказчиком и утверждают руководством организации, выполняющей изыскания. Программа гидрометеорологических изысканий, выполняемых совместно с другими видами инженерных изысканий, является частью общей программы, составляемой на весь комплекс инженерных изысканий.

При небольших по объему гидрометеорологических изысканиях, выполняемых под отдельные сооружения, допускают проведение изысканий по техническим заданиям, составляемым организациями, выполняющими изыскания, взамен программ.

1.11. Программу гидрометеорологических изысканий составляют на основании технического задания заказчика в соответствии с требованиями СНиП II-А.13-69 и других нормативных документов по гидрометеорологическим изысканиям.

На основании программы составляют смету на производство гидрометеорологических изысканий, которая совместно с программой представляется заказчику.

1.12. Инженерно-гидрометеорологические изыскания проводят в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный. Сроки проведения подготовительных, полевых и камеральных работ предусматривают в программе изысканий.

При выполнении гидрометеорологических изысканий совместно с другими видами изысканий сроки работ определяют в соответствии со сроками проведения всего комплекса изысканий.

В отдельных, наиболее сложных, случаях некоторые виды гидрометеорологических работ могут опережать или отставать от остальных видов инженерных изысканий.

1.13. В подготовительный период производят сбор, предварительное изучение и обобщение необходимых исходных данных по району изысканий, составляют программу и смету, оформляют договор на проектно-изыскательские работы и формируют полевые подразделения с соответствующим материально-техническим оснащением.

Если по собранным исходным данным невозможно правильно наметить и обосновать в программе работ необходимые объемы и методы изысканий, то в подготовительный период дополнительно производят полевое рекогносцировочное обследование района строительства. Необходимость такого обследования устанавливается изыскательской организацией.

1.14. В полевой период выполняют предусмотренные программой полевые работы и часть камеральных работ, необходимых для своевременного контроля полноты и точности полевых работ.

Полевые гидрометеорологические работы, как правило, выполняют одновременно с полевыми работами всего комплекса инженерных изысканий на данном объекте.

Если при выполнении стационарных наблюдений или отдельных видов гидрометеорологических работ (работы в паводок, экспресс-метеорологические наблюдения и др.) возникает необходимость их проведения в сроки, отличные от сроков осуществления остальных видов инженерных изысканий, то сроки проведения таких работ устанавливает изыскательская организация в зависимости от конкретных условий района изысканий.

1.15. В камеральный период обрабатывают материалы изысканий, составляют, оформляют и выпускают отчетные материалы, а также производят их сдачу заказчику.

Сроки проведения камеральных работ назначают в соответствии со сроками проведения и объемом полевых гидрометеорологических работ, а также других видов инженерных изысканий.

1.16. При формировании изыскательских подразделений следует учитывать, что инженерно-гидрометеорологические изыскания выполняют, как правило, комплексными изыскательскими подразделениями (экспедиции, партии, отряды).

При больших объемах работ, осуществляемых комплексными изыскательскими подразделениями, из их состава могут быть выделены самостоятельные подразделения (отряды, группы), выполняющие гидрометеорологические работы.

При выполнении стационарных или отдельных видов гидрометеорологических работ в сроки, отличные от сроков проведения других видов инженерных изысканий, могут быть сформированы самостоятельные гидрометеорологические изыскательские подразделения (партии, отряды, группы).

1.17. При производстве изыскательских работ необходимо строго и неукоснительно соблюдать действующие правила техники безопасности и охраны труда на гидрометеорологических работах.

II. Состав инженерно-гидрометеорологических изысканий

Материалы гидрометеорологических изысканий должны содержать данные, обеспечивающие:

- проложение дорог или мостовых переходов;

- размещение в необходимом количестве водопропускных сооружений;

- выбор типов водопропускных сооружений и их размеров;

- проектирование водоотвода с дороги и прилегающей местности;

- расчет отверстий за счет искусственной аккумуляции;

- выбор типов фундаментов опор и их заглубление;

- назначение низа пролетных строений и подмостовых габаритов;

- проектирование продольного профиля дороги и подходов к мостам;

- проектирование регуляционных, берегоукрепительных и выправительных сооружений;

- проектирование поперечного профиля земляного полотна и назначение типов укреплений откосов подтопляемых насыпей;

- оценку общих и региональных особенностей района проектирования;

- составление проекта организации строительства;

- составление проектно-сметной документации.

2.1. В состав работ, выполняемых при инженерно-гидрометеорологических изысканиях, входит:

- сбор и обобщение данных о гидрометеорологических условиях района изысканий и материалов изысканий прошлых лет;

- инженерно-гидрологические обследования малых водотоков, пересекаемых трассой дороги и ее вариантами, для целей проектирования малых водопропускных сооружений;

- инженерно-гидрологические обследования средних и больших водотоков для проектирования мостовых переходов;

- инженерно-гидрометеорологические обследования водотоков, выполняемые при необходимости уточнения расчетов максимальных расходов или разработки региональных норм стока;

- обследования существующих водопропускных сооружений на реконструируемых автомобильных дорогах;

- инженерно-гидрометеорологические обследования для проектирования земляного полотна:

- инженерно-гидрометеорологические обследования водотоков в районах с особыми природными условиями и недостаточной их изученностью, выполняемые по специальным программам;

- камеральная обработка материалов полевых обследований;

- гидравлико-гидрологические расчеты малых искусственных сооружений;

- гидрологические расчеты мостовых переходов;

- гидравлические и русловые расчеты мостовых переходов;

- гидравлико-гидрологические расчеты при проектировании земляного полотна;

- расчеты при проектировании подтопляемых насыпей;

- гидрометеорологические расчеты при необходимости уточнения расчетных нормативных зависимостей максимальных расходов или разработки региональных норм стока;

- составление отчетных данных.

Гидрометеорологические изыскания подразделяют на виды:

- гидрометеорологические изыскания больших и средних мостовых переходов через реки;

- гидрометеорологические изыскания водопропускных сооружений через малые водотоки;

- гидрометеорологические изыскания для проектирования земляного полотна дороги и средств ее защиты от воздействия речных потоков, поверхностных вод и снегозаносов;

- гидрометеорологические изыскания для проекта организации строительства.

Указанные виды изысканий могут выполняться самостоятельно или в комплексе общих линейных изысканий дорог. Комплексные линейные изыскания предусматривают выполнение гидрометеорологических работ по совместной программе, несколько отличной от программ для отдельных видов изысканий. Такие изыскания обычно выполняют для дорог значительного протяжения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs