ГОСТ Р ИСО 15534-1-2009
Группа Э65
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАШИН ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Часть 1
Принципы определения размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины
Ergonomic design for the safety of machinery. Part 1. Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery
ОКС 13.180
Дата введения 2010-12-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 576-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15534-1:2000 "Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 1. Принципы определения необходимых размеров проемов для доступа всего тела человека внутрь машины" (ISO 15534-1:2000 "Ergonomic design for the safety of machinery - Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole-body access into machinery").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт является одним из серии эргономических стандартов по безопасности машин.
В стандарте EN 614-1* установлены принципы конструирования, необходимые для выполнения эргономических требований. В настоящем стандарте установлены способы применения этих принципов при проектировании проемов в машинах, обеспечивающих доступ внутрь оборудования всего тела человека.
_______________
* EN 614-1:2006 "Безопасность машин и механизмов. Эргономические принципы проектирования. Часть 1. Терминология и основные принципы".
Настоящий стандарт основан на EN 547-1*, который был подготовлен как гармонизированный стандарт, соответствующий Европейским Директивам по охране труда в машиностроении и положениям Европейской Ассоциации Свободной Торговли (EFTA).
_______________
* EN 547-1-2009 "Безопасность машин. Антропометрические размеры человека. Часть 1. Принципы измерений с учетом антропометрических данных для размещения на рабочем месте всего тела".
Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".
Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов для доступа всего тела человека внутрь машины* или механизма. В ИСО 15534-3 приведены необходимые измерения человеческого тела с учетом свободного доступа. В приложении А приведены требуемые конкретные значения размеров с припуском для свободы перемещения. Настоящий стандарт применим, в основном, для неподвижного механизма, для подвижного механизма могут быть установлены особые дополнительные требования.
_______________
* Термин "машина" установлен в ИСО 12100-1.
Размеры проемов рассчитаны исходя из значений 95-й или 99-й процентилей от ожидаемой совокупности пользователей. Значение 99-й процентили обычно используют для путей аварийного выхода.
Антропометрические данные, приведенные в ИСО 15534-3, основаны на результатах статических измерений обнаженных людей и не учитывают возможность телодвижений, наличия одежды, использования оборудования и условия эксплуатации машины или условия окружающей среды.
В настоящем стандарте приведены способы учета вышеназванных дополнительных факторов путем увеличения антропометрических данных на подходящие припуски.
Опасные для людей ситуации, которые необходимо предотвратить, отдельно рассмотрены в ИСО 13852.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 12100-1:1992 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы расчета. Часть 1. Основная терминология, методология (ISO 12100-1:1992, Safety of machinery; basic concepts, general principles for design. Part 1: Basic terminology, methodology)*
_______________
* Стандарт заменен на ИСО 12100-1:2003 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы расчета. Часть 2. Технические принципы (ISO 12100-1:2003 Safety of machinery - Basic concepts, general principles for design - Part 2: Technical principles).
ИСО 13852:1996 Безопасность машин. Установление безопасных расстояний, препятствующих касанию руками опасных зон (ISO 13852:1996 Safety of machinery - Safety distances to prevent danger zones being reached by the upper limbs)*
_______________
* Стандарт заменен на ИСО 13857:2008 Безопасность машин. Безопасные расстояния для обеспечения недоступности опасных зон для верхних и нижних конечностей (ISO 13857:2008 Safety of machinery - Safety distances to prevent hazard zones being reached by upper and lower limbs).
Для однозначного соблюдения требований настоящего стандарта, выраженных в датированных ссылках, рекомендуется использовать только данный ссылочный стандарт.
ИСО 15534-3:2000 Эргономическое проектирование машин для обеспечения безопасности. Часть 3. Антропометрические данные (ISO 15534-3:2000 Ergonomic design for the safety of machinery - Part 3: Anthropometric data)
Настоящий стандарт определяет размеры проемов с учетом положений тела человека. При определении этих размеров к основным антропометрическим данным необходимо прибавить припуски, позволяющие осуществлять беспрепятственный доступ и работу с учетом особенностей оператора и рабочих условий.
При этом особое значение имеют следующие критерии:
a) свободный проход человека с учетом:
- типа одежды, например легкой или массивной,
- переносимых инструментов, например для целей технического обслуживания или ремонта,
- дополнительного оборудования, которое несут в руках или надевают на себя, например средства индивидуальной защиты (включая защитную одежду) или переносное освещение,
- требований задания, например позы человека, характер и скорость движения, обзор (видимость), применение силы,
- периодичности и продолжительности рабочего задания,
- длины прохода, например, при проходе по каналу,
- величины свободного пространства для обеспечения безопасности при выполнении активных движений,
- положения и размера вспомогательных средств для поддержки тела человека, например опоры для ног и рукоятки;
b) условия окружающей среды (например, темнота, высокая температура, шум, влажность),
c) уровень риска в процессе выполнения рабочего задания.
Припуски, которые следует делать в соответствии с этими критериями, зависят от конкретного типа машины и способов ее применения.
В приложении А приведены рекомендации по применению настоящего стандарта на практике.
В приложении В приведены используемые обозначения для размеров проемов и антропометрических измерений.
Проемы для доступа человека - это проемы в машине или механизме, которые позволяют осуществлять движения или доступ всего тела человека для выполнения поставленного рабочего задания, такого как управление регулировочными приводами, мониторинг рабочих процессов и контроль результатов работы (см. рисунки 1-6).
Настоящий стандарт устанавливает минимальные, а не оптимальные размеры проемов.
Меры обеспечения безопасности. В целях обеспечения безопасности следует использовать любую возможность увеличения размеров проемов. Проемы для доступа человека следует делать, по возможности, большими, допускающими быструю эвакуацию при возникновении опасности.
Припуски и приведены в приложении А настоящего стандарта. Значения для , и др. приведены в ИСО 15534-3.
Схематическое изображение проема | Обозначение размера | Обоснование и наименование размеров |
4.1 Проем для горизонтального движения вперед во весь рост
| (Р95* или Р99**)+. | |
4.2 Проем для горизонтального движения боком на короткие расстояния во весь рост | Не применимо для путей аварийной эвакуации | |
Рисунок 2 | (Р95)+. |
______________
* Р95: 95-я процентиль ожидаемой совокупности пользователей.
** Р99: 99-я процентиль ожидаемой совокупности пользователей.
Схематическое изображение проема | Обозначение размера | Обоснование и наименование размеров |
4.3 Шахта для вертикального движения с использованием лестницы
|
| (Р95 или Р99)+. |
| (P95 или Р99)+. |
______________
* Ширина проема не учитывает защиту от падения.
Схематическое изображение проема | Обозначение размера | Обоснование и наименование размеров |
4.4 Люк для быстрого активного движения
|
| (Р95 или Р99)+. |
4.5 Проем для прохода в позе на четвереньках | (P95 или Р99)+. | |
| (Р95 или Р99)+. | |
Рисунок 6 |
Применение размеров на практике
А.1 Введение