В настоящем стандарте система человек-машина рассматривается как замкнутая система: машина отображает информацию, предназначенную оператору, который использует механизмы управления, чтобы воздействовать на машину, которая, в свою очередь, обеспечивает обратную связь с оператором и т.д.
Системы человек-машина могут включать в себя любое количество структурных элементов или подсистем, в которых оператор взаимодействует с машиной или процессом. Несколько подсистем могут действовать независимо или взаимодействовать друг с другом. Рассматривая требования к конкретной подсистеме человек-машина, важно оценить, как она взаимодействует с системой в целом.
Кроме того, системы человек-машина являются частью более сложных систем. Например, физическая окружающая среда (шум, освещение и т.д.), а также социальная и организационная окружающая среда могут воздействовать на эффективную работу системы человек-машина.
Знание принципов эргономики является основой для успешного внедрения системы человек-машина. В частности, важно обеспечить, чтобы система разрабатывалась на основе интерактивного процесса взаимодействия проектировщика и пользователя. Стандарт EN 614-1 устанавливает основные положения для включения принципов эргономики в процесс проектирования. Эти принципы должны быть приняты во внимание при разработке машин.
Важным аспектом анализа систем человек-машина является определение степени необходимого участия оператора для успешного выполнения производственного задания. Приложение А настоящего стандарта обобщает информацию относительно возможностей людей, взаимодействующих с машинами. Проектировщик должен оценить соответствие возможностей человека его запланированным функциям в системе человек-машина. Если такое соответствие не установлено, то проектировщик должен перепроектировать систему. Результатом модернизации может быть система (подсистема) без привлечения (участия) оператора.
Конкретизацией общего принципа соответствия для системы человек-машина является требование того, чтобы машина и связанные с ней элементы (дисплеи, средства управления, инструкции и т.д.) были пригодны для работы оператора и соответствовали поставленной задаче. Чтобы реализовать этот общий принцип, система человек-машина должна быть разработана так, чтобы учитывались физические, психологические и социальные особенности человека. Ниже в настоящем стандарте приведены принципы эргономики, которые должны быть учтены при проектировании системы человек-машина. В настоящем стандарте также приведены руководящие указания по использованию методов, направленных на реализацию указанных эргономических принципов. Необходимо отметить, что список методов не является исчерпывающим, однако он содержит достаточный перечень практических мер, которые должны быть выполнены при проектировании. Стандарт ИСО 9241-110 содержит дополнительную информацию относительно этих принципов при их применении для программного обеспечения.
При проведении проверки соответствия системы человек-машина установленным эргономическим требованиям необходимо обеспечить такую процедуру, чтобы отобранные решения проходили тестирование в условиях, близких к реальным (см. EN 614-1).
4.1 Соответствие производственному заданию
Система человек-машина соответствует производственному заданию, если она обеспечивает поддержку работы оператора при выполнении производственного задания наиболее безопасным, эффективным и результативным способом.
4.1.1 Принцип распределения функций
После анализа требований производственного задания, возможностей оператора и имеющихся ограничений необходимо определить наиболее рациональное распределение функций между оператором и машиной.
Требование
Следует обеспечить, чтобы при использовании машины оператору не предъявлялись невыполнимые требования, относящиеся, например, к скорости и точности реакции или силе, требуемой для взаимодействия с механизмами управления, или требования повышенного внимания для регистрации небольших изменений в состоянии дисплея.
4.1.2 Принцип понижения сложности
Поскольку должно быть достигнуто соответствие системы требованиям производственного задания, должны быть исследованы возможности понижения сложности задания. Такой анализ должен быть проведен относительно производственного задания, а также типа и объема информации, которую должен обработать оператор.
Требование
При проектировании взаимодействий человек-машина необходимо проанализировать такие характеристики системы, как скорость и точность этих взаимодействий. Должны быть определены факторы, которые влияют на эти характеристики.
Например, если оператор контролирует нахождение системы в пределах допустимых границ, точность считывания информации может быть повышена, если указатели дисплеев расставлены на экране так, чтобы можно было легко определить, отклоняются ли один или несколько из указателей от их нормального положения (см. ИСО 9355-2).
4.1.3 Принцип группировки
Дисплеи и механизмы управления размещают так, чтобы их можно было легко использовать с учетом нижеследующих требований к группировке объектов.
Требование
Если механизмы управления и дисплеи приводятся в действие в установленной последовательности, то информация на экране должна быть размещена в той же последовательности. Такое расположение помогает оператору запомнить эту последовательность, уменьшает время ответной реакции и приводит к уменьшению ошибок.
Если последовательность управляющих воздействий на механизмы управления и дисплеи не установлена, то группировка этих механизмов управления и дисплеев должна быть произведена с учетом следующих воздействующих факторов:
a) значимость для безопасного использования машины;
b) частота использования при обычной работе машины;
c) использование элементов управления в соответствии с последовательностью промежуточных операций (например, управление запуском автомобиля при помощи ключа зажигания, воздушной заслонки и стартера);
d) функциональная зависимость элементов (например, при управлении стеклоочистителем и омывателем стекол на автомобиле).
Вышеупомянутые факторы не являются взаимоисключающими, и некоторые элементы могут появляться в разных сочетаниях с другими.