ОСТ 32.41-95 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

     5 Экспертные методы

5.1 Экспертные методы применяются на всех этапах разработки системы: при разработке технических предложений и технического задания, при эскизном и техническом проектировании, составлении рабочей документации [6].

5.2 Экспертами являются, как правило, сотрудники независимой организации, выполняющей сертификационные испытания систем и устройств. Независимые эксперты должны оценить: концепцию обеспечения безопасности, принятую разработчиками данной системы; критерии опасных отказов, определенные в соответствии с РД 32 ЦШ 1115842.03-93; требования и нормируемые показатели безопасности, их значения и методы расчета по РД 32 ЦШ 1115842.04-93; предлагаемые программно-технические решения. Эксперты проверяют технические решения на соответствие утвержденным правилам и методам построения безопасных схем (например РТМ 32 ЦШ 1115842.01-94, РТМ 32 ЦШ 1115842.03-94) с учетом возможных отказов. Объективность экспертизы определяется личным опытом экспертов, их знаниями в соответствующей области техники.

Для работы экспертам предоставляются научно-исследовательские отчеты, выпущенные разработчиками, ТЗ, ТУ, техническое описание, инструкции по обслуживанию и эксплуатации, рабочие программы и методики испытаний и т.п.

5.3 Основные задачи, которые должны решать эксперты на различных стадиях разработки и проектирования системы, приведены в таблице 1.

Таблица 1

Этап

Задача

Технические предложения

Оценка концепции безопасности

Техническое задание

Оценка принятых норм и требований безопасности

Эскизное проектирование

Оценка уровня безопасности выбранного варианта системы

Технический проект

Оценка принятых технических решений и списка опасных отказов

Рабочая документация

Оценка результатов испытаний имитационной модели СЖАТ и достигнутого проектного уровня безопасности