Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10075-2-2009 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Часть 2. Принципы проектирования (Переиздание)

     4 Принципы проектирования

     4.1 Общие принципы

Для того чтобы избежать отрицательного влияния рабочей системы на пользователей, необходимо подстраивать ее под пользователя. Проектируемая или перепроектируемая рабочая система с самого начала требует учета человеческих, технологических и организационных факторов и их взаимодействий. Это означает необходимость привлечения специалистов по эргономике на возможно более ранних этапах проектирования. Для достижения и верификации оптимального качества проекта в процессе проектирования или перепроектирования должны быть учтены знания и опыт пользователей. Для достижения этого применяют методы работы, при которых ожидания пользователей относительно качества проекта учитывают в процессе проектирования. Подобный подход обеспечивает достижение результатов, ориентированных на пользователя, и одобрение проекта со стороны пользователя, что содействует достижению эффективности системы в целом.

Если проектируется новая система, то разработчик должен принять во внимание способности, навыки, опыт и ожидания потенциальных пользователей. При проектировании рабочей системы обучение должно рассматриваться только как вспомогательная возможность, но не как способ исправления ошибок, допущенных в проекте.

Внимание к пользователю необходимо с самого начала процесса проектирования при определении функций системы. При определении функций и подфункций системы, а также при распределении функций между оператором и машиной и между разными операторами должны быть учтены особенности вовлеченных работников.

При проектировании рабочих систем необходимо учитывать, что работа состоит из комбинации задач, выполняемых конкретным технологическим оборудованием в конкретной окружающей среде и в конкретной организационной структуре. Поэтому каждый из перечисленных компонентов может повлиять на проектирование рабочей системы, связанной с умственной нагрузкой.

Принципы проектирования могут охватывать разные уровни процесса проектирования и проектных решений, которые оказывают влияние на:

a) интенсивность рабочей нагрузки:

- на уровне рабочего задания и/или конкретной работы,

- на уровне технологического оборудования,

- на уровне окружающей среды,

- на организационном уровне;

b) длительность процесса работы:

- на уровне организации работы во времени.

В таблице А.1 приложения А приведена матрица уровней процесса проектирования и их связи с последствиями умственного напряжения, а также примеры возможных проектных решений.

Персональные показатели работника, такие как способности, производительность и мотивация, оказывают влияние на последствия воздействия рабочей нагрузки. При проектировании рабочих систем должны быть учтены вопросы отбора и обучения персонала.

Проектирование рабочей системы начинается с анализа функций системы, в процессе которого изучают распределение функций между оператором и машиной. Анализ завершается постановкой задач и определением функциональных обязанностей оператора. Важно, чтобы эксперты по человеческому фактору участвовали на всех этапах разработки проекта и имели возможность анализировать требования к умственной нагрузке операторов. Такая процедура позволит выявить соответствующие требования, которые должны быть учтены на каждом уровне проектирования системы.

При проектировании рабочих систем следует помнить, что требования к окружающей среде, системе, задаче и людям со временем изменяются из-за развития навыков, способностей и ожиданий. Это означает, что при проектировании систем должна быть учтена возможность этих изменений, система должна быть способна адаптироваться к новым требованиям. Подобная адаптивность может быть достигнута, например, с помощью динамического распределения задач, позволяющего оператору передать задание технической системе или другому оператору в зависимости от состояния дел на данный момент.

Понятие умственной нагрузки включает в себя различные качественные аспекты, приводящие к качественно разным последствиям (см. стандарты серии ИСО 10075). Недостаточно просто количественно определить рабочую нагрузку по шкале: "недостаточная нагрузка - избыточная нагрузка". Следует помнить, что некоторые отрицательные последствия неадекватно установленной умственной нагрузки имеют схожие признаки, однако не являются идентичными. Настоящий стандарт содержит руководящие указания по принципам проектирования с учетом отрицательных последствий умственной нагрузки, описанных в стандартах серии ИСО 10075. Они должны помочь разработчику принять необходимые меры для снижения отрицательных последствий умственной нагрузки. Некоторые принципы применяются для устранения или ослабления нескольких отрицательных последствий, поэтому возможны их повторы.

4.2 Рекомендации, относящиеся к усталости

4.2.1 Общие положения

Умственная нагрузка может быть описана в терминах интенсивности, продолжительности, а также распределения по времени интенсивности рабочей нагрузки оператора. Помимо количественных аспектов должны быть учтены качественные различия в умственной нагрузке, например различия между задачами, связанными с восприятием, и задачами, связанными с интенсивной нагрузкой на память. Для уменьшения усталости оператора при проектировании рабочих систем должна быть снижена и/или оптимизирована интенсивность нагрузки, ограничена продолжительность вовлеченности оператора в работу или изменено распределение работы, например, путем введения перерывов для отдыха. Следует помнить, что снижение умственной нагрузки не всегда является лучшей стратегией для достижения необходимого уровня производительности труда. Уменьшение умственной нагрузки ниже оптимального уровня может привести к отрицательным последствиям, которые описаны в пунктах 4.3-4.5.

4.2.2 Интенсивность умственной нагрузки

На интенсивность умственной нагрузки влияют нижеследующие характеристики, возникающие на уровне задачи и далее на уровнях восприятия, действия, окружающей и организационной среды, как показано на рисунке 1.

4.2.2.1 Неоднозначность цели задачи

Если цель задачи является неоднозначной, то от оператора требуется провести интерпретацию задачи и сделать выводы о ее целях и приоритетах. В период проектирования системы должна быть обеспечена четкая постановка целей и распределены приоритеты между разными целями, например, поддержание работоспособности системы безопасности имеет приоритет над производственной результативностью. Если задействовано несколько операторов, должно быть обеспечено четкое распределение задач между ними.