а) Атмосферные явления и гидрометеорологические условия по степени влияния на условия движения автотранспортных средств разделяют на неблагоприятные и опасные.
К неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям относятся явления, которые по своим характеристикам (интенсивности и продолжительности) не достигают критериев опасных явлений. Типовой перечень опасных природных явлений приведен в приложении А, таблица А.1.
б) Общая характеристика видов и критериев неблагоприятных и опасных погодных явлений, учитываемых при планировании работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Виды и критерии неблагоприятных и опасных погодных явлений, учитываемых при планировании работ по зимнему содержанию автомобильных дорог
N п/п | Наименование погодно-климатических явлений | Интенсивность явления | Характер воздействия на производственную деятельность | Действия для снижения негативного воздействия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Ветер, скорость и направление | Более 6 м/с | Нарушение траектории движения транспорта (особенно при повышенной скользкости на дорогах), появление мусора на дорогах | Подготовка аварийных бригад, уборка на дорогах; вывод информации на табло; осмотр дорог; снижение скорости движения |
2. | Осадки: жидкие осадки, дождь | 0,1 мм и более | Снижение коэффициента сцепления | Информация об ограничении скорости движения. Планирование работ на дорогах |
Снег, метель | Более 1-3 мм/ч за 12 ч и менее (прирост высоты снега более 2 см) | Образование скользкости на дорогах, заносы на снегозаносимых участках; | Организация дорожных работ в соответствии с регламентом | |
Снежные лавины | Любая в пределах участков дорог | Прекращение движения транспорта | Организация работ по предупредительному спуску лавин, расчистка участков дорог от снега | |
3. | Гололедица (на дорожном покрытии) | Любая | Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта | Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения |
4. | "Черный лед" (на дорожном покрытии) | Любая (условия образования: температура воздуха ниже 0 °С, температура покрытия ниже точки росы) | Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта | Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения |
5. | Гололед (на дорожном покрытии) | Любая (условия образования: температура покрытия ниже 0 °С, переохлажденные осадки) | Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта | Организация и производство работ по ликвидации скользкости Информация об ограничении скорости движения |
6. | Снежный накат (на дорожном покрытии) | Любая | Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта | Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения |
7. | Температура воздуха: | |||
Минимальная температура | Ниже минус 20 °С | Ухудшение комфортности при дорожных работах; подготовка техники к работе в условиях низких температур | Учет температурного фактора для планирования работ | |
Колебания температуры воздуха около 0 °С | Переход температуры воздуха через 0 °С | Образование скользкости на отдельных участках дорог | Регламентные работы на дорогах, ограничение скорости движения, информация водителей | |
8. | Метеорологическая дальность видимости (при туманах, осадках) | Менее 450 м | Снижение скорости движения, увеличение вероятности ДТП | Информация водителей |
Менее 150 м | Высокая вероятность ДТП | Ограничение движения, прекращение движения опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; | ||
Менее 45 м | Высокая вероятность ДТП | Прекращение пассажирских перевозок | ||
9. | Уровень воды | Критические отметки уровней воды для участков дорог и объектов дорожного хозяйства | Прекращение движения в результате подтопления или затопления объектов | Информация на табло. Организация дежурств возле критических объектов. Принятие мер по защите объектов |
10. | Заторы льда | Заторные явления, создающие угрозу безопасности объектов дорожного хозяйства | Ограничение и прекращение движения автотранспорта | Информация на табло. Организация дежурств возле критических объектов. Принятие мер по защите объектов |
Примечание: При проектировании и строительстве дорог, мостов и других объектов используется климатическая информация, установленная нормативно-техническими документами в строительстве.
в) На основании типового перечня опасных и неблагоприятных явлений ОУДХ при участии территориальных управлений и областных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС, ЦГМС) составляют уточненный перечень неблагоприятных гидрометеорологических явлений с учетом местной специфики обслуживаемой территории. Они также составляют региональный перечень явлений, которые могут быть источниками чрезвычайной ситуации, устанавливают их количественные характеристики с учетом местных природно-климатических и экономических особенностей обслуживаемой территории.
г) По назначению прогнозы подразделяются на:
прогнозы погоды общего назначения;
специализированные прогнозы.
д) В зависимости от периода действия прогнозы могут быть:
сверхкраткосрочный - от десятков минут до нескольких часов и используется на ограниченной территории, при выполнении определенного вида работ;
краткосрочный - от 12 до 72 ч;
среднесрочный - на 3-10 сут;
долгосрочный - на месяц, сезон;
сверхдолгосрочный - на год или несколько лет.
В зависимости от периода действия прогноза частота их составления различна. Сверхкраткосрочные прогнозы составляются наиболее часто. Краткосрочные прогнозы разрабатываются в метеорологических бюро и в других прогностических подразделениях один раз в сутки с двумя 12-часовыми интервалами (ночь-день) или несколько раз, если период действия прогноза определяется интервалом 3-12 ч.
е) Наряду с указанными прогнозами существуют предупреждения о возникновении опасных и стихийных явлений погоды, их интенсивности и продолжительности. Такие предупреждения или прогнозы опасного явления называют штормовыми. В случае продления или отмены штормового предупреждения в ОУДХ должны поступать соответствующие предупреждения. Штормовые предупреждения охватывают район или территорию, по которой они составляются для данной организации, и учитывают:
перечень явлений погоды, метеорологических параметров и их критических значений;
способы доведения предупреждений для обслуживаемой организации;
порядок отмены предупреждения.
Информация об угрозе или отмене возникновения ОЯ в виде штормового предупреждения передается органами Росгидромета всем заинтересованным потребителям (производственным организациям) незамедлительно.
Штормовое предупреждение для дорожных организаций должно отвечать следующим требованиям:
распространяться на территорию, расположенную вдоль маршрута автомобильной дороги;