Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.8.001-2009 Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства

Раздел 5. Виды гидрометеорологических явлений и прогнозов

а) Атмосферные явления и гидрометеорологические условия по степени влияния на условия движения автотранспортных средств разделяют на неблагоприятные и опасные.

К неблагоприятным гидрометеорологическим явлениям относятся явления, которые по своим характеристикам (интенсивности и продолжительности) не достигают критериев опасных явлений. Типовой перечень опасных природных явлений приведен в приложении А, таблица А.1.

б) Общая характеристика видов и критериев неблагоприятных и опасных погодных явлений, учитываемых при планировании работ по зимнему содержанию автомобильных дорог, приведена в таблице 1.

Таблица 1

     
Виды и критерии неблагоприятных и опасных погодных явлений, учитываемых при планировании работ по зимнему содержанию автомобильных дорог

N п/п

Наименование погодно-климатических явлений

Интенсивность явления

Характер воздействия на производственную деятельность

Действия для снижения негативного воздействия

1

2

3

4

5

1.

Ветер, скорость и направление

Более 6 м/с

Нарушение траектории движения транспорта (особенно при повышенной скользкости на дорогах), появление мусора на дорогах

Подготовка аварийных бригад, уборка на дорогах; вывод информации на табло; осмотр дорог; снижение скорости движения

2.

Осадки:

жидкие осадки,

дождь

0,1 мм и более

Снижение коэффициента сцепления

Информация об ограничении скорости движения. Планирование работ на дорогах

Снег, метель

Более 1-3 мм/ч за 12 ч и менее (прирост высоты снега более 2 см)

Образование скользкости на дорогах, заносы на снегозаносимых участках;

Организация дорожных работ в соответствии с регламентом

Снежные лавины

Любая в пределах участков дорог

Прекращение движения транспорта

Организация работ по предупредительному спуску лавин, расчистка участков дорог от снега

3.

Гололедица (на дорожном покрытии)

Любая

Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта

Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения

4.

"Черный лед" (на дорожном покрытии)

Любая (условия образования: температура воздуха ниже 0 °С, температура покрытия ниже точки росы)

Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта

Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения

5.

Гололед (на дорожном покрытии)

Любая (условия образования: температура покрытия ниже 0 °С, переохлажденные осадки)

Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта

Организация и производство работ по ликвидации скользкости

Информация об ограничении скорости движения

6.

Снежный накат (на дорожном покрытии)

Любая

Снижение коэффициента сцепления; потеря маневренности при движении транспорта

Организация и производство работ по ликвидации скользкости; информация об ограничении скорости движения

7.

Температура воздуха:

Минимальная температура

Ниже минус 20 °С

Ухудшение комфортности при дорожных работах; подготовка техники к работе в условиях низких температур

Учет температурного фактора для планирования работ

Колебания температуры воздуха около 0 °С

Переход температуры воздуха через 0 °С

Образование скользкости на отдельных участках дорог

Регламентные работы на дорогах, ограничение скорости движения, информация водителей

8.

Метеорологическая дальность видимости (при туманах, осадках)

Менее 450 м

Снижение скорости движения, увеличение вероятности ДТП

Информация водителей

Менее 150 м

Высокая вероятность ДТП

Ограничение движения, прекращение движения опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

Менее 45 м

Высокая вероятность ДТП

Прекращение пассажирских перевозок

9.

Уровень воды

Критические отметки уровней воды для участков дорог и объектов дорожного хозяйства

Прекращение движения в результате подтопления или затопления объектов

Информация на табло. Организация дежурств возле критических объектов. Принятие мер по защите объектов

10.

Заторы льда

Заторные явления, создающие угрозу безопасности объектов дорожного хозяйства

Ограничение и прекращение движения автотранспорта

Информация на табло. Организация дежурств возле критических объектов. Принятие мер по защите объектов


Примечание: При проектировании и строительстве дорог, мостов и других объектов используется климатическая информация, установленная нормативно-техническими документами в строительстве.

в) На основании типового перечня опасных и неблагоприятных явлений ОУДХ при участии территориальных управлений и областных центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС, ЦГМС) составляют уточненный перечень неблагоприятных гидрометеорологических явлений с учетом местной специфики обслуживаемой территории. Они также составляют региональный перечень явлений, которые могут быть источниками чрезвычайной ситуации, устанавливают их количественные характеристики с учетом местных природно-климатических и экономических особенностей обслуживаемой территории.

г) По назначению прогнозы подразделяются на:

прогнозы погоды общего назначения;

специализированные прогнозы.

д) В зависимости от периода действия прогнозы могут быть:

сверхкраткосрочный - от десятков минут до нескольких часов и используется на ограниченной территории, при выполнении определенного вида работ;

краткосрочный - от 12 до 72 ч;

среднесрочный - на 3-10 сут;

долгосрочный - на месяц, сезон;

сверхдолгосрочный - на год или несколько лет.

В зависимости от периода действия прогноза частота их составления различна. Сверхкраткосрочные прогнозы составляются наиболее часто. Краткосрочные прогнозы разрабатываются в метеорологических бюро и в других прогностических подразделениях один раз в сутки с двумя 12-часовыми интервалами (ночь-день) или несколько раз, если период действия прогноза определяется интервалом 3-12 ч.

е) Наряду с указанными прогнозами существуют предупреждения о возникновении опасных и стихийных явлений погоды, их интенсивности и продолжительности. Такие предупреждения или прогнозы опасного явления называют штормовыми. В случае продления или отмены штормового предупреждения в ОУДХ должны поступать соответствующие предупреждения. Штормовые предупреждения охватывают район или территорию, по которой они составляются для данной организации, и учитывают:

перечень явлений погоды, метеорологических параметров и их критических значений;

способы доведения предупреждений для обслуживаемой организации;

порядок отмены предупреждения.

Информация об угрозе или отмене возникновения ОЯ в виде штормового предупреждения передается органами Росгидромета всем заинтересованным потребителям (производственным организациям) незамедлительно.

Штормовое предупреждение для дорожных организаций должно отвечать следующим требованиям:

распространяться на территорию, расположенную вдоль маршрута автомобильной дороги;