а) Основной задачей специализированного метеорологического обеспечения дорожного хозяйства является сбор, анализ метеоданных, полученных с пунктов дорожного метеоконтроля, и прогноз возможности возникновения неблагоприятных или опасных метеорологических явлений, а также прогноз о возможности неблагоприятных условий движения.
б) Пункты дорожного метеоконтроля (ДМК) рекомендуется оборудовать автоматическими дорожными метеорологическими станциями (АДМС), контролирующими следующие метеорологические параметры и состояния дорожного покрытия:
температуру воздуха;
относительную влажность воздуха;
температуру точки росы;
скорость и направление ветра;
атмосферное давление;
наличие, интенсивность и количество осадков;
метеорологическую дальность видимости;
состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, лед, снег, иней);
толщину отложений на покрытии;
температуру дорожного покрытия и дорожной конструкции;
наличие на дорожном покрытии количества и концентрации противогололедных реагентов.
в) Набор датчиков определяется для каждого пункта индивидуально и может меняться в зависимости от общих требований, накопленной базы данных параметров окружающей среды, дополнительных потребностей дорожных подразделений, возникших в процессе эксплуатации системы.
г) Пункт ДМК рекомендуется оборудовать видеокамерами на таких участках автомобильных дорог, как пересечения автомобильных дорог в одном или разных уровнях, затяжные подъемы и спуски, участки с ограниченной видимостью, мосты и путепроводы и т.д.
д) Оптимальная периодичность сбора данных с сети пунктов ДМК - 1 час. При угрозе образования скользкости, резком изменении погодных условий, получении штормовых предупреждений контроль за погодными и дорожными условиями рекомендуется осуществлять 2-3 раза в час.
е) Автоматическая дорожная метеостанция производит измерения дорожных и погодных параметров в определенной точке. Эти данные могут использоваться для участка дороги, на котором существенно не изменяются дорожные или природные условия (рельеф, лесные массивы, крупные водные объекты и т.д.).
Пункты дорожного метеоконтроля рекомендуется располагать на участках дорог, на которых существует высокая повторяемость опасных и неблагоприятных погодных явлений.
ж) Для обеспечения достоверности метеоданных АДМС должны быть сертифицированы и проходить ежегодные регулярные метрологические поверки входящих в состав станции датчиков.
и) Информационные потоки, системы метеорологического обеспечения дорожного хозяйства включают в себя все виды метеорологической информации и прогнозов, поступающих как с пунктов дорожного метеоконтроля, оборудованных АДМС, видеокамерами и другими техническими средствами, так и от организаций Росгидромета.
На рисунке 1 представлена схема получения специализированной гидрометеорологической информации в дорожном хозяйстве.
Условные обозначения:
Текущая метеорологическая информация
Специализированные прогнозы погоды
Рекомендации по проведению работ по содержанию
Рисунок 1. Схема получения специализированной гидрометеорологической информации в дорожном хозяйстве