Статус документа
Статус документа

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах

     
ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности движения поездов на участках пути, проходящих в закарстованных районах, достигается тщательным надзором за состоянием железнодорожного пути и своевременным выполнением предупредительных мер.

На земной поверхности карст проявляется в виде провалов, местных оседаний с образованием трещин на поверхности, а иногда обширных оседаний на площади в несколько сотен квадратных метров или даже гектаров. Эти поверхностные проявления возникают над подземными пустотами (полостями).

Последствия карстовых провалов и оседаний проявляются в виде воронок, в которые осыпается грунт земляного полотна или его основания или опусканием дневной поверхности без видимых провалов. На верхнем строении пути карстовые провалы и оседания проявляются в форме зависания рельсо-шпальной решетки, возникновения просадок, отступлений пути в плане, нарушения очертаний балластной призмы.

Земляное полотно и его обустройства повреждаются в виде нарушений уклонов канав и кюветов, очертания откосов, берм, обочин, образования трещин на поверхности; в периоды выпадения осадков возможны застои воды или ее утечка сквозь трещины.

Карст распространен на Горьковской, Куйбышевской, Свердловской, Приволжской, Северной, Восточно-Сибирской, Московской, Юго-Восточной ж.д.

Настоящая Инструкция отражает специфику инженерно-геологических и некоторых других условий, существующих в карстоопасных районах и предназначена для работников, деятельность которых связана с содержанием железнодорожного пути, а также работников инженерно-геологических баз и путеобследовательских станций.

Основными нормативными документами, по которым проводятся изыскания на закарстованной территории, с определением их карстоопасности, являются СНиПы (1, 2, 3). В настоящей Инструкции приводятся некоторые сведения о природе карстового процесса, методы оценки карстовой опасности применительно к участкам железнодорожного пути, проходящих в закарстованных районах.

В приложении 1 приведены рекомендуемые методы инженерных изысканий и мониторинга на участках железных дорог, проходящих по закарстованным территориям, в приложении 2 - способы противокарстовой защиты и условия их применения.