Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 14258-2008

Группа Т58


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Промышленные автоматизированные системы

КОНЦЕПЦИИ И ПРАВИЛА ДЛЯ МОДЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Industrial automation systems. Concepts and rules for enterprise models



ОКС 25.040.01

Дата введения 2010-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом "ИНТЕРЭКОМС" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 617-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14258:1998* "Промышленные автоматизированные системы. Концепции и правила для моделей предприятия" (ISO 14258:1998 "Industrial automation systems - Concepts and rules for enterprise models", IDT)     

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Основной целью настоящего стандарта является определение концепций и правил для моделей предприятий (см. раздел 3), предусматривающих ориентирование или ограничение других стандартов или мер по внедрению, которые разработаны или будут разработаны по этой теме. Эта цель в настоящем стандарте достигается посредством определения элементов, используемых при разработке модели предприятий (см. 3.2), концепций стадий жизненного цикла (см. 3.3), того, как эти модели описывают иерархию (см. 3.4), структуры (см. 3.5) и поведения (см. 3.6). Настоящий стандарт устанавливает руководящие положения и ограничения для моделей предприятий для тех, кто пытается моделировать предприятия или процессы (см. 3.7).

Пользователи настоящего стандарта - в первую очередь организации, разрабатывающие более детализированные стандарты в части домена интеграции и моделирования. Организации, внедряющие системы, могут также воспользоваться структурой, разработанной в настоящем стандарте, что позволит им согласовывать свои действия с концепциями, установленными настоящим документом. Если соответствующие планы внедрения имеют аналогичные технологические области и номенклатуру или способны оперативно их учесть, информация по одному предприятию или процессу может в большей степени быть использована совместно с информацией о другом предприятии или процессе (см. 3.8).

Разработка настоящего стандарта вызвана необходимостью наличия стандартов в области интеграции и моделирования предприятий для обеспечения для проектировщиков известной среды предприятий, что приводит к значительному сокращению риска при инвестировании в процессы интеграции. При наличии такого процесса стандарты обеспечивают проектировщику предоставление средств, позволяющих взаимодействовать со знакомой средой. Требования настоящего стандарта должны улучшить степень взаимодействия посредством определения элементов, подлежащих включению в модель предприятия. Эти элементы используют в случае взаимодействия одного процесса с другим.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает концепции и правила для компьютеризированных моделей производственного предприятия, обеспечивающих более эффективное взаимодействие производственных процессов.

Настоящий стандарт не определяет стандартные производственные процессы, стандартные предприятия, стандартные организационные структуры или данные, действие которых распространяется на стандартное предприятие. Настоящий стандарт также не устанавливает процесс моделирования предприятия, а создает основу, с помощью которой могут разрабатываться стандарты в области моделирования предприятий там, где они необходимы.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

     2.1 Термины концепций предприятия

2.1.1 предприятие: Группа организаций, разделяющих установленные задачи и цели по предложению продукции или услуг, или того и другого.

2.1.2 окружающая среда: Неконтролируемая часть системы, которая расширяется до такой степени, что процедура принятия решений не может распространить свое действие на управление такой системой.

2.1.3 факторы производства: Факторы, необходимые для преобразования, транспортирования, хранения и проверки сырья, частей, деталей и конечной продукции.

2.1.4 пользователь стандарта: Пользователь, руководствующийся требованиями настоящего стандарта в своих целях.

Пример 1 - Плановики предприятия, разработчики, модификаторы и аналитики, руководствующиеся требованиями для проверки полноты выполняемой ими работы.

Пример 2 - Разработчики моделей предприятий, руководствующиеся требованиями стандарта для обеспечения соответствия между моделями с целью достижения интероперабельности.

Пример 3 - Разработчики стандартов для представления деятельности предприятия, руководствующиеся требованиями настоящего стандарта для обеспечения соответствия их стандартов требованиям настоящего стандарта.

     2.2 Термины концепций модели

2.2.1 абстракция: Сокращенное по продолжительности или объему без ущерба для здравого смысла рассмотрение системы, предназначенное для различения системы реального мира и модели реального мира.

2.2.2 поведение: Действие и реакция элемента.

2.2.3 ограничение: Для систем - рамки сдерживания и ограничения системы, которые могут возникать внутри или вне рассматриваемой системы, для модели - рамки сдерживания и ограничения модели, накладываемые разработчиком модели для тех же целей или в ответ на ограничения аналогичных систем.

2.2.4 элемент: Базовая часть системы, имеющая характеристики состояния, поведения и идентификации.

2.2.5 модель предприятия: Представление того, что предприятие предполагает осуществить, как оно работает и, возможно, как оно организовано.

Примечание - Модель предприятия является абстракцией, которая представляет основные элементы предприятия и их разложение до любой необходимой степени. Она также устанавливает требования к представлению информации об этих элементах и обеспечивает представление информации, которая необходима для определения требований к интегрированным информационным системам.

2.2.6 модель: Представление чего-либо, выраженного в математических формулах, обозначениях или терминах.

Примечание - Модель является абстракцией, представляющей понимание разработчиком системы или ситуации, соответствующих элементов и связей. Она представляет элементы системы и связь между элементами.

     3 Концепции и правила

     3.1 Цель создания моделей предприятия

______________

Этот подраздел приводится для информационных целей.


Модели предприятия применяют как инструменты для описания и представления предприятия в контексте конкретной цели. Предприятия являются системами, которые могут анализироваться и моделироваться с применением теории систем. Такие модели разрабатывают для анализа, инжиниринга и менеджмента предприятий.

Правила, приведенные в разделе 3, предназначены для поддержки применения моделей и передачи информации между моделями предприятий.

     3.2 Теория систем как основа моделей предприятия


Модели предприятия, соответствующие требованиям настоящего стандарта, разрабатывают для обеспечения соответствия связанным элементам системной теории и их увязки с содержанием и характеристиками модели.

     3.2.1 Методологии, разработанные на основе системной теории

______________

Этот пункт приводится для информационных целей.


Существуют различные методологии, разработанные на основе общей теории систем, которые имеют отношение к различным аспектам. Наиболее часто применяют следующие три аспекта: структурный, поведенческий и иерархический.

Структурный аспект основывается на принципе, в соответствии с которым элементы не изолированы, а связаны многочисленными взаимозависимостями с другими элементами системы. Такие внутренние зависимости объясняют, почему целая система демонстрирует свойства, отличные от свойств частей системы (элементов).

Поведенческий аспект основывается на идентификации переменных величин и их функциональных или других связей. Если эти величины ограничиваются входными и выходными переменными величинами, система рассматривается как черный ящик.

Иерархический аспект основывается на принципе, в соответствии с которым любой элемент системы может сам по себе рассматриваться как система, именуемая в этом случае подсистемой. Аналогично этому рассматриваемая система может рассматриваться как элемент другой системы, называемой в этом случае суперсистемой. Это подразумевает определение уровней абстракции для систем. В результате внутренней взаимозависимости на более высоком уровне иерархии могут возникать новые свойства.

Рассмотрение системы на более низком уровне позволяет получить более детальное описание рассматриваемой системы и как она обеспечивает выполнение поставленной перед ней цели. Рассмотрение системы на более высоком уровне позволяет понять роль системы для окружающей среды.

Для описания каждого уровня применяют термины структуры и поведения. В зависимости от установленной цели применяются определенные методологии. Переход на более низкие уровни системы позволяет получить внутреннюю структуру подсистемы. Это достигается наблюдением, логическим заключением или конструированием при разработке систем. Переход на более высокие уровни системы позволяет выявить действие системы внутри окружающей среды. Это достигается с помощью наблюдения, логического заключения или в результате допущений при разработке систем.

     3.2.2 Факторы производства


Модели предприятия используют для того, чтобы рассматривать, что происходит с производственными факторами (например, людскими ресурсами, основными средствами, материалом, информацией, энергией и оборудованием) на стадиях жизненного цикла предприятия или продукции.

     3.2.3 Область применения моделей предприятия


Модели предприятия определяют соответствующие аспекты предприятия, необходимые для:

- создания, проектирования, закупок и построения предприятия, включающего в себя любую совокупность соответствующим образом выбранных процессов;

- управления и работы предприятия для выполнения поставленной перед ним цели и

- поддержки процессов изменения, перепроектирования, ликвидации и перестройки предприятия.

     3.2.4 Наличие и формат информации для модели


Информация, содержащаяся в модели предприятия, должна быть доступна персоналу или машинам. Для этого информация должна быть или в нейтральном формате (что предпочтительно), или в формате, установленном условиями эксплуатации.

     3.2.5 Семантика и синтаксис модели предприятия


Модели предприятий должны включать в себя синтаксис и семантику, чтобы содержание модели было понятно пользователям. Синтаксис модели связан с отношениями разрешенных видов. Семантика модели распространяется на значения элементов и связей применительно к концепциям моделей предприятий. Форма синтаксиса и семантическое содержание модели могут быть различными в зависимости, например, от цели модели или границы деятельности и окружающей среды предприятия.

     3.2.6 Менеджмент составных частей


Модели предприятия конструируются таким образом, чтобы менеджмент составных частей мог осуществляться с помощью автоматизированной системы менеджмента конфигурации.

     3.3 Концепции стадий жизненного цикла


Продукты, процессы, проекты и предприятия являются системами. Системы имеют жизненный цикл, который разделяют на стадии планирования/создания, эксплуатации/деятельности и рециклинга/утилизации.

     3.3.1 Виды деятельности для разрешения проблем


Для разрешения проблем, определенных на каждой стадии жизненного цикла системы высокого уровня (планирование/создание, эксплуатация/деятельность, рециклинг/утилизация), необходимы три вида деятельности. Этими видами деятельности являются:

- определение того, что делать (деятельность ),

- определение того, как делать (деятельность ),

- выполнение (деятельность ).

В таблице 1 приведен пример производства продукта, представляющий таблицу связей между общими названиями стадий жизненного цикла, системами и видами деятельности , и .

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs