Статус документа
Статус документа

ИР 3012165-0302-94 Руководящий документ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей

     

     5.1. Батареи с отдельными крышками


Батареи выпускаются в едином моноблоке (Рис.5.1) из эбонита или пластмассы. Моноблок 2 разделен перегородками на отсеки. На дне каждого отсека имеются опоры в виде призм 12 для опоры электродов и сепараторов. Призмы создают пространство для накопления шлама, который образуется в результате осыпания активной массы электродов, что предохраняет разноименные электроды от замыкания шламов и разряда батареи.


Рис.5.1. Стартерная аккумуляторная батарея:

1 - отрицательный электрод; 2 - сепаратор; 3 - положительный электрод; 4 - борн; 5 - щиток; 6 - мостик свинцовый; 7 - крышка аккумулятора; 8 - перемычка; 9 - пробка; 10 - полюсный вывод; 11 - моноблок; 12 - призма; 13 - блок электродов



В отсеке моноблока размещены отрицательные 1 и положительные 3 электроды. Электроды разделены сепараторами 2 и собраны в блок электродов 13. Электроды одной полярности сварены между собой с определенным зазором свинцовым мостиком 6, к которому приварен борн 4.

Для уменьшения корабления крайней положительной пластины ввиду значительного изменения объёма ее активной массы при разряде аккумулятора у большинства батарей положительных пластин в блоке устанавливается на одну меньше, чем отрицательных. Благодаря этому обе стороны положительной пластины подвергаются одинаковому изменению массы, и она меньше коробится. Над блоком электродов установлен эбонитовый или пластмассовый щиток 5 для предохранения верхних кромок сепараторов от механических повреждений при измерении плотности или при проверке уровня электролита. Щиток выполнен из хлорвинила или другого кислотостойкого материала. Каждый аккумулятор закрывается отдельной крышкой 7 из эбонита.

Крышка имеет отверстие для заливки электролита, закрытое резьбовой пробкой 9. Аккумуляторы соединены между собой последовательно перемычками 8 следующим образом: выводной борн отрицательных электродов первого аккумулятора соединяется с борном положительных электродов второго аккумулятора. На борны положительных электродов первого аккумулятора и отрицательных последнего аккумулятора наварены конусные полюсные выводы 10, служащие для присоединения аккумуляторной батареи к внешней цепи. Места сопряжения крышек 7 с моноблоком уплотнены резиновыми прокладками или асбестовым шнуром и герметизированы заливочной битумной мастикой. Уплотнения предохраняют от попадания мастики внутрь аккумулятора. Большинство моноблоков имеют специальные посадочные места для крышек. В этом случае уплотнения не нужны. Аккумуляторные батареи, имеющие большую массу, снабжены ручками для переноски. Размеры полюсных выводов (Рис.5.2) стандартизированы. Для надежного крепления наконечников стартерных проводов выводы выполнены конусными. В зависимости от полярности выводы обозначены знаками "+" или "-". Плюсовой вывод имеет больший диаметр. У некоторых аккумуляторных батарей конструкция полюсных выводов предусматривает крепление болтовым соединением.


Рис.5.2. Полюсные выводы стартерных аккумуляторных батарей:

а) конусные выводы; б) выводы с отверстиями под болт



Электрод стартерной аккумуляторной батареи состоит (Рис.5.3) из решётки, ячейки которой заполнены пористой активной массой. Решетка состоит из рамки 1, вертикальных и горизонтальных жилок, токопроводящего ушка 2, за которое электроды приварены к мостику и двух ножек 3, которыми электрод опирается на призмы моноблока.


Рис.5.3. Электрод стартерной аккумуляторной батареи:

1 - рамка; 2 - ушко токопроводящее; 3 - ножка


Сепараторы представляют собой тонкие листы пористого кислотостойкого материала (Рис.5.4), предназначенные для предотвращения замыкания разноименных электродов. Материалом сепаратора служит мипор, мипласт, поровинил, порвинг, винипор. Обычно сепараторы имеют с одной стороны гладкую поверхность, с другой - ребристую, которая обращена к положительному электроду, что обеспечивает лучшее поступление к нему электролита.


Рис.5.4. Сепаратор



На рисунке 5.5 показана конструкция наиболее широко применяемых крышек аккумулятора.


Рис.5.5. Крышка аккумулятора:

1 - отверстие для вывода борна; 2 - отверстие для залива электролита; 3 - втулка свинцовая



Два отверстия 1 служат для вывода борнов блока электродов, третье - резьбовое отверстие 2 - для заливки электролита. В отверстия 1 крышки запрессованы свинцовые втулки 3. При сварке борна с крышкой или полюсными выводами одновременно сваривается верхняя часть втулок для обеспечения герметизации крышки в месте выхода борна. Пробки (Рис.5.6) изготовляют из эбонита или пластмассы. Пробки имеют вентиляционные отверстия 1, обеспечивающие выход газов. Для предотвращения выплескивания электролита во время движения автомобиля, между пробками и отверстиями устанавливают резиновые шайбы 2, а сами пробки снабжают отражателями 3. Некоторые пластмассовые пробки имеют конусные бортики 4, плотно прилегающие к горловинам отверстий. В этом случае резиновая шайба не ставится.