0.1 Общие положения
Система менеджмента безопасности пищевой продукции, внедренная организацией, работающей в цепи создания пищевой продукции, является необходимым инструментом, направленным на обеспечение соответствия требованиям к пищевой продукции, установленным законодательством, уставом, регламентом и/или потребителями.
На проектирование и внедрение системы менеджмента безопасности пищевой продукции в организации влияют переменные воздействующие факторы, в частности опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, производимая продукция, используемые процессы, а также размер и структура организации. Настоящий стандарт содержит рекомендации по применению международного стандарта ИСО 22000:2005, который основан на принципах ХАССП (анализа рисков и установления критических контрольных точек), разработанных Комиссией "Кодекс Алиментариус" [4].
0.2 Подход, основанный на учете взаимодействий в цепи создания пищевой продукции, и процессный подход
В соответствии с ИСО 22000:2005 при разработке и внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, а также улучшении ее результативности и эффективности организации следует использовать подход, основанный на учете взаимодействий в цепи создания пищевой продукции как до, так и после ее собственных операций.
Для результативного и эффективного функционирования организация должна идентифицировать многочисленные взаимосвязанные действия и управлять ими. Деятельность, включающую в себя использование ресурсов и управляемую в целях преобразования "входов" в "выходы", рассматривают как процесс. Часто выходы одного процесса непосредственно формируют вход к следующему процессу.
Применение системы процессов в рамках организации, включая идентификацию взаимодействий и управление этими процессами, можно считать "процессным подходом".
Преимуществом процессного подхода является постоянный контроль за согласованностью отдельных процессов в рамках системы процессов, а также за комбинациями процессов и их взаимодействием.
Процессный подход, используемый в рамках системы менеджмента безопасности пищевой продукции, подчеркивает важность:
a) понимания сущности требований и их выполнения;
b) необходимости рассмотреть процессы в отношении безопасности пищевой продукции и ее прослеживаемости;
c) получения результатов выполнения процессов и их результативности, а также
d) непрерывного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Заинтересованные стороны играют существенную роль в определении требований, являющихся входными данными. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся их восприятия степени удовлетворения организацией их требований.
Модель системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанная на процессном подходе и представленная на рисунке 1, иллюстрирует связи процессов, описанных в пунктах 4-8 ИСО 22000:2005.
Схема, приведенная на рисунке 1, не дает полного представления процессов.
Рисунок 1 - Концепция постоянного улучшения
0.3 Взаимосвязь с ИСО 9001
ИСО 22000 разработан с учетом необходимости его согласованности с ИСО 9001 и дополнительными стандартами этого комплекса. ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которую организации могут использовать для внутреннего применения, сертификации или в условиях контракта. Этот стандарт ориентирован на обеспечение результативности системы менеджмента качества при удовлетворении требований потребителей. ИСО 22000 содержит существенные элементы системы менеджмента безопасности пищевой продукции, предназначенной для применения в тех же целях.
0.4 Совместимость с другими системами менеджмента
Настоящий стандарт не включает в себя рекомендаций в отношении других систем менеджмента, например системы экологического менеджмента, системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности, системы финансового менеджмента или системы менеджмента рисков. Однако применение требований ИСО 22000 позволяет организации привести в соответствие или интегрировать свою систему менеджмента безопасности пищевой продукции с другими системами менеджмента. Организация может адаптировать свою существующую систему (системы) менеджмента таким образом, чтобы внедрить систему менеджмента безопасности пищевой продукции, отвечающую требованиям ИСО 22000.