ГОСТ Р ИСО 14063-2007
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологический менеджмент
ОБМЕН ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Рекомендации и примеры
Environmental management. Environmental communication. Guidelines and examples
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
Дата введения 2010-04-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-техническим центром ИНТЕК на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 432-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14063:2006 "Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры" (ISO 14063:2006 "Environmental management - Environmental communication - Guidelinnes and examples")
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
За последние два десятилетия обмен экологическими данными, результатами и действиями стал существенной частью деятельности организаций вследствие повышенного интереса и обеспокоенности общественности, а также деятельности государственных органов, связанной с охраной окружающей среды. Организации всего мира все больше сталкиваются с необходимостью высказывать свои мнения, представлять и объяснять экологические последствия своей деятельности, производства и предоставления услуг. Также растет интерес к учету аргументации заинтересованных сторон и объединению их мнений и требований путем обмена информацией.
Организации нуждаются в получении и предоставлении экологической информации, изданий и программ, которые зависят от таких факторов, как географическое положение организации, объем и разновидности выполняемых ими работ. Мотивацию к обмену экологической информацией обеспечивают:
- заинтересованность организации в обмене информацией о ее деятельности;
- запрос информации о деятельности организации со стороны служащих или инвесторов, правительственного агентства, группы местной общественности, поставщика или любой другой заинтересованной стороны;
- необходимость обсуждения с заинтересованными сторонами, особенно с целевой группой, предполагаемых действий организаций, таких как расширение существующих производственных мощностей, размещение новых предприятий или введение новой продукции или услуг;
- управление экологическими рисками;
- нормативно-правовые требования;
- возрастающая важность рассмотрения вопросов охраны окружающей среды.
Обмен экологической информацией - это процесс распространения информации для повышения ответственности, достоверности и улучшения отношений между партнерами, а также повышения информированности и использования информации для принятия решений. Используемые при этом процессы и содержание обмениваемой информации изменяются в зависимости от целей и условий, в которых работает организация, поэтому они должны основываться на независимой информации.
Обмен экологической информацией является более широким понятием, чем понятие экологической отчетности, поскольку имеет гораздо большее число целей и форм. Обмен информацией может быть применен как к данному конкретному особому случаю или цели, так и к плановым мероприятиям. Примером первого случая может быть ситуация, когда менеджер посещает общественные мероприятия и отвечает на вопросы жителей. Плановый обмен информацией может включать в себя как частичное, так и полное участие заинтересованных сторон в соответствии со следующими ситуациями:
а) Одностороннее предоставление информации происходит в случае, когда организация распространяет информацию, например, путем выпуска экологических отчетов, и не имеет возможности получать вопросы и участвовать в обсуждении результатов отчета.
b) Двусторонний обмен информацией происходит при обмене информацией и идеями между организациями и заинтересованными сторонами.
с) При совместном принятии решений, включая установление эффективной информационной обратной связи, которая оказывает воздействие на организацию и/или на население, а также на организации, сотрудничающие с заинтересованными сторонами.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами обеспечивает возможность для организации изучать проблемы и задачи, что приводит к увеличению понимания экологической политики организации всеми сторонами и влияния на их мнения и восприятие. При надлежащей реализации любой частный подход может быть успешным и удовлетворить потребности организации и заинтересованных сторон. В ряде случаев понимание характера и особенностей обмена экологической информацией каждой заинтересованной стороной (или целевой группой) также очень важно. Наиболее эффективный процесс обмена экологической информацией включает в себя постоянный контакт организации с внутренними и внешними заинтересованными сторонами и может рассматриваться как часть общей информационной стратегии организации.
Взаимосвязи экологической информации и ее потоки с указанием разделов настоящего стандарта изображены на рисунке 1.
Примечание 1 - Пунктирные линии со стрелками показывают связь обмена экологической информацией с другими элементами организации; сплошные линии - связь обмена экологической информацией между системами.
Примечание 2 - Заштрихованные области показывают область применения обмена экологической информацией системы; более сильно заштрихованные области показывают области перекрытия обмена экологической информацией системы с организацией.
Рисунок 1 - Схема обмена экологической информацией
Обмен экологической информацией часто дает множество преимуществ, таких как:
- помощь заинтересованным сторонам в понимании своих обязательств по получению результатов их природоохранной деятельности, политики и характеристик;
- предоставление входных данных/предложений по улучшению экологических характеристик организации, продукции или услуг, а также прогресса в направлении устойчивого развития;
- улучшение понимания потребностей и проблем заинтересованных сторон для стимулирования ответственности и ведения диалога;
- содействие достижению организацией экологических рекомендаций, достижений и характеристик;
- повышение важности и уровня экологической информированности для поддерживания экологической ответственности организации;
- рассмотрение проблем заинтересованных сторон и жалоб на текущие и чрезвычайные неблагоприятные воздействия на окружающую среду;
- улучшение отношения к организации заинтересованных сторон;
- усиление поддержки предприятия и доверия заинтересованных сторон.
Обмен экологической информацией является одной из актуальных проблем, с которыми сталкиваются организации при наличии или отсутствии системы экологического менеджмента (EMS). Обмен экологической информацией - это не просто проблема управления и организации, поскольку он связан также со значением организации. Для обеспечения процессов обмена экологической информацией для организаций важно выбрать ответственного партнера в обществе и удовлетворить экологические ожидания заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт устанавливает рекомендации для организаций по основным принципам, политике, стратегии и деятельности, связанным с внутренним и внешним обменом экологической информацией. Для этого используются проверенные и хорошо обоснованные подходы к обмену экологической информацией, адаптированные к специфическим условиям, существующим при обмене данной информацией.
Рекомендации настоящего стандарта могут использовать все организации независимо от их размера, типа, местоположения, структуры, рода деятельности, выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также независимо от того, занимаются они или нет на месте управлением состоянием окружающей среды.
Настоящий стандарт не устанавливает технические характеристики для целей сертификации или регистрации, а также требования соответствия к системам экологического менеджмента (менеджмента окружающей среды). Стандарт может быть использован как в сочетании с любым стандартом серии ИСО 14000, так и самостоятельно.
Примечание 1 - Таблица справочных данных о стандартах серии ИСО 14000 приведена в приложении А.
Примечание 2 - В стандартах ИСО 14020, ИСО 14021, ИСО 14024 и ИСО 14025 указаны специальные средства обмена экологической информацией и рекомендации по торговой экологической маркировке и декларациям.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 обмен экологической информацией (environmental communication): Процесс предоставления и получения информации, а также вступление организации в диалог с внешними и внутренними заинтересованными сторонами с целью стимулирования совместного понимания экологических вопросов, точек зрения и показателей.
2.2 политика обмена экологической информацией (environmental communication policy): Общие тенденции и направления работ организации, связанные с обменом экологической информацией, формально изложенные руководством организации.
Примечание - Политика обмена экологической информацией может быть либо самостоятельной, либо частью других политик, проводимых в данной организации.
2.3 стратегия обмена экологической информацией (environmental communication strategy): Концепция работ, проводимых организацией по внедрению политики обмена экологической информацией и установлению его целей и задач.
2.4 организация (organization): Компания, корпорация, фирма, предприятие, государственный орган или институт, а также их части или объединения, совместные или нет, государственные или частные, организационные единицы или производственные процессы.
Примечание - Для организаций, обладающих несколькими рабочими подразделениями, каждое подразделение может считаться организацией [ИСО 14001].
2.5 заинтересованная сторона (interested party): Физическое лицо или группа лиц, занимающихся или испытывающих влияние экологических показателей организации [ИСО 14001].
2.6 целевая группа (target group): Заинтересованная сторона (стороны), выбранная в качестве актива организации по обмену экологической информацией.
2.7 цель обмена экологической информацией (environmental communication objective): Общая цель обмена экологической информацией, не противоречащая политике обмена информацией, проводимой организацией для достижения своей стратегии обмена информацией.
2.8 задача обмена экологической информацией (environmental communication target): Подробные требования к рабочим характеристикам организации, которые вытекают из целей обмена экологической информацией и необходимы для установления и реализации этих целей.
3.1 Общие положения
В процессе своей деятельности по обмену экологической информацией организация должна придерживаться принципов, приведенных в 3.2.
3.2.1 Принцип прозрачности (открытости)
Применение данного принципа позволяет организации сделать процессы, процедуры, методы, источники данных и ограничения, используемые при обмене экологической информацией, доступными для заинтересованных сторон с учетом конфиденциальности информации, а также информировать заинтересованные стороны об их роли в процессе обмена экологической информацией.
3.2.2 Принцип приемлемости
Применение данного принципа позволяет организации предоставлять (и получать) информацию для использования заинтересованными сторонами, а также дает возможность использовать языки и носители, отвечающие возможностям и требованиям заинтересованных сторон и обеспечивающие их полноценное участие в процессе обмена информацией.
3.2.3 Принцип надежности
Применение данного принципа позволяет организации осуществлять обмен экологической информацией добросовестно и справедливо, а также предоставлять правдивую, точную и значимую информацию, не вводящую в заблуждение заинтересованные стороны, путем обработки информации и данных с использованием признанных и воспроизводимых методов и показателей.
3.2.4 Принцип ответственности
Применение данного принципа является гарантией того, что обмен экологической информацией будет открытым для заинтересованных сторон, обеспечивает своевременное и в полном объеме реагирование на запросы и проблемы заинтересованных сторон, а также предоставляет заинтересованным сторонам информацию о том, как эти запросы и проблемы будут рассматриваться.
3.2.5 Принцип ясности
Применение данного принципа является гарантией того, что подходы к обмену экологической информацией и язык, на котором она предоставлена, будут однозначно восприниматься заинтересованными сторонами.
Руководство организации должно установить и сделать общедоступными свои обязательства по содействию развитию политики обмена экологической информацией. Эта политика должна быть совместимой с принципами, указанными в разделе 3, и должна точно и ясно устанавливать:
а) обязательство участия в диалоге с заинтересованными сторонами;