Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.001-2009 Рекомендации по проектированию и строительству водопропускных сооружений из металлических гофрированных структур на автомобильных дорогах общего пользования с учетом региональных условий (дорожно-климатических зон)

4.2 Основные требования к обеспечению безопасности сооружений из МГС

4.2.1 Безопасность металлических гофрированных труб (МГТ) должна быть обеспечена на всех стадиях их жизненного цикла при изготовлении, хранении, транспортировке, монтаже, эксплуатации, ремонтах, реконструкции и утилизации и гарантироваться достоверными данными изысканий в проекте и строительном производстве, техническими и технологическими решениями, применением качественных материалов, обоснованием расчетами, квалифицированными действиями строителей и эксплуатационников, а также мониторингом проектирования, строительства и эксплуатации.

4.2.2 Безопасность применения на автомобильных дорогах водопропускного сооружения с МГТ должна соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85*, СНиП 2.05.03-84*, других нормативных документов, и в части выполнения основной функции - исключения негативного влияния поверхностного стока воды на автостраду, это обеспечивается жестким ограничением режимов протекания воды с исключением турбулентности, способной провоцировать гидравлический удар и резонансные колебания системы "труба-насыпь", что достигается только при безнапорном пропуске максимального расхода (п.6.7.1). В связи с этим обязательными являются:

- выполнение гидравлических расчетов всего водопропускного тракта, включая подходное и выходное русло, регуляционные и укрепительные сооружения и конструкции на них, входной и выходной оголовки, контуры и продольные профили, включая отверстия МГТ (п.6.7, приложение Е);

- достоверность исходных данных для определения расчетного и максимального расхода стока (п.6.1.2), определяемых с учетом возможного увеличения площади водосбора при сооружении насыпи и водоотводов от нее (см. приложение Е, рис.Е.6)

- назначение диаметра МГТ, гарантирующего исключение возможности образования подпора (6.7.1, 6.7.4) и безнапорный пропуск для "коротких" и "длинных" труб расчетного и максимального расходов за счет ограничения уровня горизонта воды в трубе величиной 0,75 и 0,90 диаметра отверстия МГТ (6.2.2; 6.7.3);

- ограничение при проектировании максимального продольного уклона лотка МГТ величиной менее 0,05 (п.6.1.6);

- обеспечение в проектных решениях формирования плавного сжатия потока в пределах переходных участков - входного и выходного оголовков, исключающих возможность появления затопленного водослива и возникновения бурного протекания воды на входе и на выпуске из МГТ (приложение Е, п.Е.1;);

- устройство лотка в трубе, предназначенного для защиты антикоррозионного покрытия металла трубы от истирания твердым стоком, должно гарантировать исключение появление местных завихрений потока (п.6.4).

4.2.3 Основными гарантиями безопасности применения сооружений из МГС на автомобильных дорогах в части требований к материалам является жесткое соблюдение соответствия физико-механических параметров металла МГТ условиям работы будущей МГТ (п.п.5.1.1 и 5.1.5) и правильный выбор расчетных параметров (п.5.1.7). В части требования к материалам грунтовой засыпки МГТ безопасность применения такого типа водопропускных сооружений обеспечивается использованием грунтов, исключающих процессы пучения и обладающих достаточной прочностью (п.5.5.1).

4.2.4 Важнейшим условием обеспечения безопасности применения сооружений с МГТ является их проектирование на основе полных достоверных исходных данных, полученных в результате натурных изысканий (п.6.1) с детальными расчетами (п.6.2) и проработкой выбора конструктивных решений (п.п.6.3, 6.4, 6.5, 6.6)

4.2.5 При выполнении строительно-монтажных работ по строительству водопропускных сооружений с МГТ безопасность как потребительское свойство таких сооружений обеспечивается соблюдением технологии выполнения работ при устройстве основания, монтаже МГТ и оголовков, устройстве грунтовой (армогрунтовой) засыпки и возведения насыпи со всеми укрепительными и защитными конструктивными элементами (п.п.9.1-9.10). Водопропускное сооружение с МГТ является композитным комплексом грунтовых, армирующих и металлических элементов, каждый из которых выполняет свою функцию при совместной работе, поэтому безопасность такого комплекса прямо зависит от работоспособности и состояния каждого элемента. В процессе ведения строительно-монтажных работ должны также соблюдаться требования СНиП 12-03-2001 по безопасности труда в строительстве и требования ГОСТов: ГОСТ 12.3.005-75 ССБТ, ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ, ГОСТ 12.4.086-79* ССБТ, ГОСТ 15150-69.

4.2.6 Безопасность сооружений с применением МГТ при строительстве автомобильных дорог должна гарантироваться надлежащим контролем качества при приемке работ. Система контроля качества на всех этапах ведения строительства (п.п.8.1-8.16) водопропускных сооружений с использованием МГС должна обеспечивать гарантии безопасности эксплуатации на весь период существования сооружения с полной оценкой видимых и скрытых работ, что требует особого внимания к полноте оформления актов на скрытые работы, оценке качества антикоррозирующих покрытий МГС, приемочному контролю МГС, технологическим регламентам перевозки, складирования и монтажа МГС, геосинтетической арматуры, а такие своевременности ведения технического надзора за сооружением грунтовой (армогрунтовой) обоймы.