Статус документа
Статус документа

Технические указания по применению габионов для усиления земляного полотна

4.1.4. Расчетные модели по оценке устойчивости откосов и склонов и определению расчетных оползневых сил


Расчеты устойчивости откосов насыпей или склонов производятся для выяснения причин их деформаций и при проектировании габионных сооружений.

Устойчивость откосов насыпей или склонов оценивается в нескольких сечениях как для полной высоты откоса или склона (общая устойчивость), так и для отдельных частей откосов или склонов (местная устойчивость).

Для расчетов устойчивости используется модель Г.М.Шахунянца, позволяющая определять коэффициент устойчивости как при круглоцилиндрической, так и при любой форме поверхности возможного смещения (рис.4.10)

,                          (4.2)


где - количество отсеков, на которые разбивается блок возможного смещения (см. рис.4.10);

- коэффициент внутреннего трения грунта, проявляющийся по поверхности смещения -го отсека, ;

- угол внутреннего трения грунта по основанию -го отсека, град;

- реактивная сила сцепления по поверхности смещения в -м отсеке, кН/м;

- удельное сцепление грунта по основанию -го отсека, кПа;

- длина поверхности смещения в пределах отсека, м;

- реактивная сила трения по поверхности смещения в -м отсеке, кН/м;

и - нормальная и тангенциальная составляющие силы веса для -го отсека, кН/м;

,                                                   (4.3)


где - угол наклона к горизонту поверхности смещения -го отсека (в пределах отсека, если поверхность возможного смещения криволинейна, она заменяется плоской поверхностью, т.е. прямой на чертеже), град.;

при - направление в сторону сдвига;

при направление в сторону удержания отсека.

,                                             (4.4)


где - количество инженерно-геологических элементов (ИГЭ), содержащихся в данном отсеке;

- площадь, занимаемая в данном отсеке -ым ИГЭ, м;

- удельный вес грунта -го ИГЭ, кН/м.


СХЕМА ДЕЙСТВИЯ ОПОЛЗНЕВОГО ДАВЛЕНИЯ НА ПОДПОРНУЮ СТЕНУ


Рис.4.10

Воздействие внешних нагрузок от верхнего строения пути (кПа) и поездных (с учетом динамического состояния насыпи) (кПа) заменяется весом фиктивных столбов грунта, высотой (м) и (м) соответственно.

,                                                     (4.5)