Как известно, в настоящее время традиционными способами усиления эксплуатируемых железнодорожных насыпей и защиты от размывов земляного полотна являются устройство контрбанкетов из дренирующих грунтов и покрытия из бетонных и железобетонных плит (реже каменные наброски).
Контрбанкеты весьма надежны, однако этот способ усиления обладает рядом недостатков, которые вынуждают проектировщиков в современных условиях искать альтернативные решения. Основными недостатками являются: расход больших объемов дефицитных дренирующих грунтов, отвод значительных площадей культурных земель под основания контрбанкетов, необходимость в ряде случаев переноса различных коммуникаций, невозможность осуществления в стесненных условиях и главное необходимость удлинения водопропускных труб.
Защиты от размывов в виде плитных покрытий требуют значительных расходов дорогого железобетона, устройства специальных подготовок или обратных фильтров, и весьма уязвимы при воздействии волноприбоя. Каменные наброски более надежны, но также требуют устройства обратных фильтров и также уязвимы при ударах волн.
В том и другом случае альтернативой могут служить различные габионные структуры - сооружения и устройства из габионов и матрасов Рено /1/. Использование этих конструкций является более экономичным, а в ряде случаев и более надежным средством, чем традиционные способы по ряду причин. Наиболее важные из них следующие:
- высокая сопротивляемость нагрузкам, прочность армирующих элементов и лицевых граней;
- коррозийная устойчивость к воздействию воды и атмосферных явлений;
- проницаемость и пористость конструкций, которая обеспечивает дренирование обратной засыпки, что исключает дополнительные затраты на устройство дренажа;
- гибкость, которая позволяет габионной структуре поглощать осадки грунта без разрушения сооружения;
- простота строительства и минимальные объемы работ по подготовке основания (необходимо простое выравнивание поверхности);
- низкие эксплуатационные расходы.
Габионные сооружения отвечают требованиям экологии. Они не препятствуют росту растительности и с течением времени становятся частью естественного ландшафта.
Можно отметить, что в настоящее время габионные конструкции в России переживают свое второе рождение. Фирмой "ОФИЧИНЕ МАККАФЕРРИ" уже выполнен целый ряд работ в России по сооружению подпорных стен, берегоукреплений и других устройств из габионов (берегоукрепление Саратовского водохранилища, облицовка канала в Нижегородской области, устройство подпорной стены в г.Сочи и др.).
ПСК "Алькон" по проекту МИИТа осуществлено устройство армогрунтовой стены из габионов для усиления насыпи 1365 км Горьковской железной дороги.
Настоящие Указания разработаны в МИИТе д.т.н., проф. Виноградовым В.В. (руководитель темы), д.т.н., проф. Яковлевой Т.Г., к.т.н., доц. Фроловским Ю.К. (ответственный исполнитель), инженерами Анисимовой Н.Д., Виноградовой Г.А., Зайцевым А.А., Моргуненко В.И.