В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автоматическая локомотивная сигнализация: Устройства, обеспечивающие автоматическую передачу с пути и прием на локомотиве сигналов, соответствующих показаниям путевого светофора, к которому приближается поезд.
3.2 аппаратно-программный комплекс: Комплекс, состоящий из аппаратного и программного обеспечения системы, позволяющий осуществлять сбор, обработку, хранение и отображение информации о состоянии объектов в реальном масштабе времени.
3.3 аппаратно-программные комплексы железнодорожной автоматики и телемеханики (АПК ЖАТ): Сложные разветвленные технические системы, содержащие автоматизированные рабочие места, каналы передачи информации, локальные вычислительные сети, контроллеры, преобразователи информации и др. АПК ЖАТ решают задачи диспетчерского контроля и централизации, автоматической локомотивной централизации, автоблокировки, передачи информации оперативно-технологического назначения и т.д.
3.4 аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля (АПК ДК): Аппаратно-программный комплекс, предназначенный для централизованного контроля, диагностики и регистрации состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, диагностики их технического состояния, а также организации управления движением поездов в пределах диспетчерского круга. АПК ДК позволяет осуществлять сбор, обработку, хранение и отображение информации о состоянии объектов контроля в реальном масштабе времени.
3.5 встроенная система: Система, погруженная во внешнюю среду, управляется вычислительной системой и представляет собой взаимодействующую совокупность программных и аппаратных элементов.
3.6 диспетчерская централизация (ДЦ): Комплекс устройств, включающий в себя автоматическую блокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и телемеханическую систему, предназначенную для передачи и приема управляющих и информационных сигналов.
Примечание - Основными задачами ДЦ являются:
- управление из одного пункта стрелками и светофорами ряда станций и перегонов;
- непрерывный контроль в автоматическом режиме за поездной ситуацией - положением и занятостью стрелок, занятостью перегонов, путей на станциях и прилегающих к ним блок-участках, а также повторение показаний входных маршрутных и выходных светофоров;
- возможность передачи станций на резервное управление стрелками и светофорами по приему, отправлению поездов и производству маневров или передачи стрелок на местное управление для производства маневров;
- автоматическая запись графика выполнения движения поездов;
- документирование действий поездного диспетчера;
- обмен необходимой информацией с устройствами ДЦ соседних участков и с информационно-управляющими системами "верхнего" уровня.
3.7 комплексные бортовые системы обеспечения безопасности движения: Аппаратно-программные системы, выполняющие следующие основные функции:
- прием сигналов от путевых устройств станционной и перегонной автоматики о местонахождении идущего впереди поезда, допустимой скорости движения и о другой информации;
- измерение скорости движения, определение местоположения локомотива, положение органов управления локомотива, состояние тормозной системы;
- обработка принятых сигналов и измеренных параметров движения, формирование допустимой скорости, при превышении допустимой скорости - принудительное торможение поезда;
- индикация и сигнализация машинисту информации, формируемой системой;
- контроль бдительности и бодрствования машиниста и принудительное торможение поезда при их недопустимом снижении;
- регистрация информации, формируемой системой, параметров движения, местоположения локомотива и времени действия в энергонезависимую память системы.
3.8 локомотивные устройства системы автоматизированного управления торможением поезда: Размещенный на локомотиве аппаратно-программный комплекс, предназначенный для управления автоматическим торможением в соответствии с заложенными алгоритмами.
3.9 система маневровой автоматической локомотивной сигнализации: Система, предназначенная для использования при выполнении маневровых работ на станциях. Система обеспечивает повышение безопасности при маневрах, увеличение перерабатывающей способности станций, оборудованных электрической централизацией, за счет повышения эффективности средств управления локомотивами.
3.10 функциональная безопасность: Способность системы, связанной с безопасностью, выполнять все предусмотренные в системе функции безопасности с сохранением остаточного риска возникновения опасных событий на допустимом уровне.
3.11 функция безопасности: Функция, реализуемая связанной с безопасностью системой или внешними средствами снижения риска, предназначенная для обеспечения или поддержания безопасного состояния применительно к конкретному опасному событию.
3.12 безопасность: Отсутствие неприемлемого риска.