Примеры
В.1. Пример 1 - Треугольный тест для подтверждения существования различия между объектами испытаний
В.1.1 Исходные данные
Пивоваренный завод разработал технологию производства безалкогольного пива, обладающего сниженным уровнем нежелательного "зернового" флейвора. Процесс требует вложений в новое оборудование. Перед тем как проводить крупномасштабные испытания на предпочтение с участием потребителей, ведущий пивовар желает получить подтверждение, что экспериментальное безалкогольное пиво отличается от безалкогольного пива, выпускаемого компанией в настоящий момент. Ведущий пивовар желает, чтобы вероятность вывода о наличии различия между продуктами, в то время как это различие не существует, была минимальной. В то же время он готов принять большую степень риска не обнаружить различие между продуктами, хотя оно и существует, поскольку имеются альтернативные способы ведения технологического процесса.
В.1.2 Цель испытаний
Цель испытаний состоит в том, чтобы перед тем, как предоставить на суд потребителей новый вид безалкогольного пива, самим удостовериться, что новый технологический процесс обеспечивает производство напитка, действительно отличающегося от ранее выпускаемого.
В.1.3 Число испытателей
Во избежание ошибочных выводов о том, что существует различие между продуктами (в отсутствие такого различия), руководитель органолептических испытаний предлагает принять равным 0,05. Чтобы упростить проведение теста, выбрав сбалансированное число испытателей, руководитель испытаний решает привлечь к работе 24 испытателя. Если обратиться к таблице А.3, то можно видеть, что выбор 24 испытателей также гарантирует, что тест обеспечивает 95%-ную вероятность [т.е. %] выявить тот случай, когда 50% испытателей способны обнаружить различие между анализируемыми образцами продукта. Из таблицы А.3 видно, что при 0,05, 0,05 и 50% необходимое число испытателей составляет 23 человека.
В.1.4 Проведение испытаний
Образцы для испытаний (36 стаканов с пивом "А" и 36 стаканов с пивом "В") кодируют с помощью неповторяющихся случайных чисел. Каждая из триад ABB, BAA, AAB, BBA, ABA и ВАВ будет представлена четыре раза, и таким образом оказываются в равной мере охвачены все 24 испытателя, которым триады подают в произвольном порядке. Пример используемого рабочего протокола испытаний приведен на рисунке В.1.
Треугольный тест | |||
Испытатель N ______________ Ф.И.О. ____________ Дата ____________ | |||
Инструкции: Образцы продукта следует дегустировать в порядке их расположения - слева направо. Два образца подобны друг другу, а один отличен от них. В соответствующем поле бланка (см. ниже) укажите номер образца, который отличается от двух остальных. Если Вы не уверены полностью в наличии различия между образцами, то укажите номер того образца, который Вам представляется наиболее подходящим на роль отличного от других; в поле бланка "Примечания" Вы можете указать, что Ваш выбор сделан наугад. | |||
Образец, отличающийся от двух остальных _________________________ | |||
Примечания | |||
Рисунок В.1 - Бланк рабочего протокола при проведении треугольного теста в примере 1
В.1.5 Анализ и интерпретация результатов
14 испытателей правильно идентифицировали непарный образец. В таблице А.1, приложение А, в строке, соответствующей числу испытателей , равному 24, и в графе, соответствующей риску , равному 0,05, руководитель органолептических испытаний находит, что 13 правильных ответов достаточны для заключения о том, что два вида пива имеют статистически значимое различие.
Кроме того, руководитель испытаний может вычислить односторонний нижний доверительный интервал для доли совокупности испытателей, которые способны обнаружить различие между образцами продукта (см. также В.3):
.
Руководитель испытаний имеет основания заявить, что с 95%-ной доверительной вероятностью можно считать, что не менее 13% популяции способны почувствовать различие между образцами сравниваемых продуктов.
В.1.6 Отчет по испытаниям и заключение
Руководитель органолептических испытаний сообщает, что продукт, выпускаемый по новой технологии, фактически отличаем от ранее выпускавшегося продукта группой испытателей (24, 14) на 5%-ном уровне значимости. Он может указать в протоколе, что при 95%-ном доверительном интервале по крайней мере 13% испытателей могут различить два сравниваемых вида пива. Опытные образцы пива, изготовленного по новой технологии, могут быть предоставлены на суд потребителей в соответствии с рисунком В.1.
В.2 Пример 2 - Треугольный тест для подтверждения подобия между объектами испытаний
В.2.1 Исходные данные
Изготовитель кондитерских изделий планирует использовать новый упаковочный материал, потому что он предоставляет большие возможности для графического оформления этикетки. Однако новый материал должен обеспечивать прежнюю сохраняемость продукта. Изготовитель отдает себе отчет, что невозможно доказать, что два продукта являются идентичными, но он хочет быть полностью уверен в том, что только очень небольшая часть общей совокупности потребителей будет способна выявить различие (если оно имеет место) между образцами продукта в старой и новой упаковках после 3 мес их хранения. С другой стороны, он склонен согласиться со сравнительно большим риском принятия неверного заключения о том, что хранившиеся продукты различны, в то время как это различие отсутствует, потому что ныне используемый упаковочный материал в достаточной мере приемлем с точки зрения качества этикетирования, а обеспечение сохраняемости продукта - более важный критерий для его изготовителя.
В.2.2 Цель испытаний
Цель испытаний состоит в определении, является ли продукт в новой упаковке после 3 мес его хранения подобным продукту в прежней упаковке, хранившемуся такой же срок.
В.2.3 Число испытателей