Правила технической эксплуатации перегрузочных машин речных портов

     1.12. Технические освидетельствования береговых кранов

1.12.1. Технические освидетельствования береговых кранов производятся по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (Правила Госгортехнадзора СССР).

1.12.2. Береговые краны подвергаются первичному, периодическому (частичному и полному), внеочередному техническим освидетельствованиям.

Периодичность, содержание и порядок проведения освидетельствований приведены в табл.2.

Таблица 2. Технические освидетельствования береговых кранов

Вид

Периодичность

Содержание освидетельствования

Организация, выдающая разрешение на пуск крана в работу

Первичное

Перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана

Осмотр (проверка правильности монтажа). Статическое и динамическое испытания

Речной регистр РСФСР

Периодическое:

частичное

Один раз в 12 мес. Как правило, до начала навигации

Осмотр. Динамическое испытание. Проверка горизонтальности перемещения груза (для кранов с гибкой оттяжкой)

Порт

полное

Один раз в три года. Как правило, до начала навигации

Осмотр. Статическое и динамическое испытания. Проверка горизонтальности перемещения груза (для кранов с гибкой оттяжкой)

"

Внеочередное

После монтажа, вызванного установкой крана на новое место

Осмотр (проверка правильности монтажа). Статическое и динамическое испытания

Речной регистр РСФСР

После переноса портального крана на новое место работы

Осмотр. Статическое и динамическое испытания


То же

После реконструкции крана в соответствии с п.1.7 части четвертой ПТЭ

Осмотр. Статическое и динамическое испытания

"

После ремонта металлоконструкций крана с заменой расчетных элементов или узлов

Осмотр металлоконструкций. Статическое и динамическое испытания

"

После установки вновь полученного от завода-изготовителя сменного стрелового оборудования

Осмотр. Статическое и динамическое испытания

Порт

После капитального ремонта или смены механизма подъема крана

Осмотр механизма подъема. Статическое и динамическое испытания

Речной регистр РСФСР

После смены крюка (крюковой подвески)

Осмотр крюковой подвески. Статистическое испытание

Порт



1.12.3. Осмотр крана. Должен включать проверку в работе всех механизмов и электрооборудования, приборов безопасности, тормозов и аппаратов управления, а также освещения и сигнализации и регламентированных Правилами Госгортехнадзора СССР габаритов. Кроме того проверяются:

1) металлоконструкции крана и его сварные (заклепочные) соединения (отсутствие трещин, деформаций, утонение стенок вследствие коррозии, ослабление клепаных соединений и других дефектов), а также кабины, лестницы, площадки и ограждения;

2) крюки, детали его подвески (износ и отсутствие трещин в зеве, нарезанной части и других местах, исправность предохранительного замка). Износ крюка в зеве не должен превышать 10% первоначальной высоты сечения;

3) канаты и их крепление. Браковка канатов производится согласно приложению 27 ПТЭ;

4) блоки, оси и детали их крепления, а также элементы подвески стрелы;

5) заземление электрического крана с определением сопротивления растеканию тока;

6) соответствие массы противовеса и балласта портальных и башенных кранов значениям, указанным в паспорте;

7) крановый путь и соответствие его требованиям настоящих ПТЭ и Правил Госгортехнадзора СССР (п.1.12.14 ПТЭ).

Работы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 5, 6, могут быть проведены до технического освидетельствования (не ранее чем за 10 дней). В этом случае результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным лицом, проводившим осмотр и проверку.

1.12.4. Статическое испытание крана. Производится грузом, на 25% превышающим его грузоподъемность, и предназначено для проверки прочности крана в целом и отдельных его элементов, а у стреловых кранов также грузовой устойчивости.

При статическом испытании крана стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, отвечающее наименьшей устойчивости крана; груз поднимается на высоту 100-200 мм.

При статическом испытании козловой, консольный и мостовой краны (перегружатели) устанавливаются над опорами крановых путей, а их тележка - в положение, отвечающее наибольшему прогибу (между опорами и на консоли); груз поднимается на высоту 200-300 мм.

Кран считается выдержавшим испытание, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, деформаций (в том числе остаточного прогиба моста, консоли) и других повреждений.

1.12.5. Динамическое испытание крана. Производится после статического испытания (при удовлетворительном результате) грузом, на 10% превышающим грузоподъемность крана, и предназначено для проверки действия всех его механизмов и тормозов. Допускается проводить динамическое испытание рабочим грузом.

При динамическом испытании производятся повторный подъем и опускание груза, а также проверка действия всех механизмов грузоподъемной машины.

1.12.6. У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый из них. Величина груза при статическом и динамическом испытаниях этого крана должна определяться в зависимости от условий их работы (раздельная, совместная).

У крана, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, первичное освидетельствование должно производиться соответственно грузовым характеристикам на наибольшем и наименьшем вылете стрелы. При периодическом и внеочередном освидетельствовании испытание производится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана.

1.12.7. Техническое освидетельствование береговых кранов (за исключением осуществляемого отделом технического контроля завода первичного освидетельствования кранов, поставленных заводом-изготовителем в порт в собранном виде) производится инженерно-техническим работником порта, ответственным по надзору за кранами при участии группового инженера, ответственного за их исправное состояние.

1.12.8. Разрешение на пуск в работу берегового крана, выдаваемое инспектором Речного регистра РСФСР, производится на основании результатов технического освидетельствования, проведенного портом. При этом инспектор производит контрольную проверку состояния крана и проверку организации технического надзора и обслуживания кранов в порту.

О предстоящем пуске в работу берегового крана порт обязан уведомить инспекцию Речного регистра РСФСР не менее чем за 5 дней.

1.12.9. Результаты технического освидетельствования записываются в паспорт крана лицом, ответственным в порту по надзору за кранами, с указанием срока следующего освидетельствования.