2.1. Управление перегрузочными машинами должно обеспечивать высокую производительность, безопасное выполнение перегрузочных работ, сохранность машин и грузов.
2.2. К самостоятельному управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин допускаются портовые рабочие, имеющие при себе удостоверение на право управления и технического обслуживания машин определенного типа.
Удостоверение выдается квалификационной комиссией порта лицам, пригодным к данной работе по состоянию здоровья, прошедшим курс теоретического и практического обучения и успешно выдержавшим испытания в соответствии с требованиями квалификационных характеристик Минречфлота РСФСР.
2.3. Для аттестации портовых рабочих в каждом порту создается постоянно действующая квалификационная комиссия под председательством главного инженера порта. Состав комиссии утверждается начальником порта. В работе комиссии должны принимать участие: инженер по надзору за перегрузочными машинами, начальник технического отдела, главный энергетик или лицо, выполняющее его функции, главный механик, инженер по безопасности труда, представитель комитета профсоюза порта, непосредственный начальник аттестуемого рабочего, а также инспектор Речного регистра РСФСР (при аттестации портовых рабочих, управляющих кранами), который должен быть уведомлен о дне проведения аттестации не позднее чем за 10 дней.
Лицам, прошедшим успешно аттестацию, выдается удостоверение с вкладышем (приложение 1) за подписью председателя квалификационной комиссии, а крановщикам всех типов кранов - за подписью председателя комиссии и инспектора Речного регистра РСФСР.
2.4. Портовые рабочие подвергаются периодически и в других предусмотренных случаях повторной проверке знаний и переаттестации.
2.5. Переаттестация портовых рабочих производится:
1) после перерыва в работе по управлению перегрузочными машинами более одного года;
2) при переводе на перегрузочную машину другого типа или модели;
3) при изменении классности;
4) после зафиксированного в удостоверении трехкратного нарушения настоящих ПТЭ или должностных инструкций в течение одного года.
Примечание. За грубые нарушения, угрожающие жизни людей или повлекшие за собой значительный материальный ущерб, портовые рабочие могут быть отстранены от работы и направлены на переаттестацию сразу, независимо от количества зафиксированных нарушений.
2.6. Повторная проверка знания портовыми рабочими соответствующих разделов настоящих ПТЭ, правил безопасности труда и производственных инструкций производится специальной комиссией, назначаемой приказом начальника порта:
1) периодически, не реже одного раза в год;
2) при переходе из одного порта в другой;
3) по требованию инспектора Речного регистра РСФСР, а также лица, назначенного ответственным по техническому надзору за перегрузочными машинами в порту в соответствии с подразделом 4.1 части первой настоящих ПТЭ.
Примечания: 1. При переводе портового рабочего из одного района (участка) порта в другой производится внеочередной инструктаж по правилам безопасности труда с учетом местных условий.
2. Участие инспектора Речного регистра РСФСР в комиссии по повторной проверке знаний необязательно.
2.7. Результаты аттестации и переаттестации портовых рабочих оформляются протоколом и выдачей удостоверения портового рабочего (с вкладышем) по форме приложения 1.
Результаты повторной проверки знаний портовых рабочих оформляются записью в удостоверении и журнале по форме приложения 2.
Нарушение ПТЭ и должностных инструкций фиксируются в удостоверении портового рабочего сменными (групповыми) инженерами на основании донесений лиц, установивших этот факт.
2.8. Управление перегрузочными машинами и их техническое обслуживание должны вестись в соответствии с производственными инструкциями.
Производственные инструкции по управлению перегрузочными машинами и их техническому обслуживанию должны быть составлены техническим отделом порта на основании технической документации заводов-изготовителей в соответствии с ПТЭ, Правилами Речного регистра РСФСР, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора и другими директивными материалами, а также с учетом опыта эксплуатации и местных условий работы машин.
В инструкциях должны указываться права, обязанности и ответственность лиц, управляющих машиной и выполняющих ее техническое обслуживание, правила работы на машине, ее пуск и остановку; правила технического обслуживания машины; описание особенностей электрооборудования машины, влияющих на характер управления и обслуживания; краткие сведения об основных неисправностях и способах их устранения; основные правила техники безопасности, связанные с работой и техническим обслуживанием машины.
Производственные инструкции по управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин должны быть утверждены главным инженером порта.
2.9. Портовые рабочие не имеют права управлять перегрузочными машинами ранее чем через 30 мин после выполнения ими перегрузочных работ вручную.
2.10. Портовые рабочие во время управления перегрузочными машинами несут полную ответственность за их сохранность и все последствия, связанные с нарушением производственных инструкций по управлению и обслуживанию машин и требований техники безопасности.
2.11. Выдача машин (ключей от машин) портовым рабочим и их приемка производится лицом, имеющим на это право, в обмен на вкладыш к удостоверению (приложение 1) и оформляется в журнале выдачи машин (приложение 3).
Прием-сдача машин при пересмене оформляется в вахтенном журнале машины (приложение 4) подписями лиц, сдающих и принимающих смену, с указанием работоспособности машины.