ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ МАШИН РЕЧНЫХ ПОРТОВ
УТВЕРЖДАЮ
Зам. министра речного флота РСФСР Н.П.Горьков 16 сентября 1982 г.
Правила разработаны Ленинградским институтом водного транспорта и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (руководитель темы канд. техн. наук П.А.Головачев) и являются переработанным и дополненным изданием Правил технической эксплуатации портовых перегрузочных машин, утвержденных Минречфлотом РСФСР 16 января 1975 г.
Правила состоят из четырех частей. Часть первая - Организация технической эксплуатации перегрузочных машин - подготовлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн. наук П.А.Головачев, ст. инж. Л.В.Иванова) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Д.И.Бакал). Часть вторая - Техническое обслуживание механического оборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним - составлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн. наук П.А.Головачев, канд. техн. наук П.А.Шевченко, инж. М.А.Вальковский) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Д.И.Бакал). Часть третья - Техническое обслуживание электрооборудования перегрузочных машин и технический надзор за ним - подготовлена кафедрой электропривода и электрооборудования береговых установок ЛИВТа (канд. техн. наук В.А.Шошмин) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Н.П.Волкова). Часть четвертая - Плановый ремонт перегрузочных машин - подготовлена кафедрой технологии, эксплуатации и автоматизации работ порта ЛИВТа (канд. техн. наук П.А.Головачев) и Главным управлением портов Минречфлота РСФСР (инж. Д.И.Бакал).
Правила согласованы ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота, 28.05.82 N 5.08/792 и Речным регистром РСФСР 25.12.81 N PP6-6.1-1785.
Настоящие правила вводятся в действие с "1" января 1984 г. С введением настоящих Правил утрачивают силу Правила технической эксплуатации портовых перегрузочных машин, утвержденные заместителем министра речного флота РСФСР 16 января 1975 г.
Выпущены по заказу Министерства речного флота РСФСР
Одной из главных обязанностей работников речных портов является обеспечение высокопроизводительной, долговечной и безопасной работы перегрузочных машин. Это достигается путем постоянного тщательного технического обслуживания машин, надзора за их техническим состоянием и производственным использованием, своевременным и качественным проведением ремонтных работ. Правила технической эксплуатации перегрузочных машин регламентируют управление машинами, технический надзор, техническое обслуживание и плановый ремонт перегрузочных машин.
Настоящие Правила технической эксплуатации (ПТЭ) перегрузочных машин речных портов составлены на основании и в соответствии с требованиями следующих основных директивных документов, которыми также надлежит руководствоваться при эксплуатации портовых перегрузочных машин:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.);
Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания. Часть I. Классификация и технический надзор (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 3 апреля 1980 г. N 37). Часть XIII. Грузоподъемные устройства (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 19 февраля 1973 г. N 23);
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей* (утверждены Госэнергонадзором 12 апреля 1969 г.);
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют "Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Правила безопасности труда на погрузочно-разгрузочных работах в портах и на пристанях Минречфлота РСФСР (утверждены зам. министра Минречфлота РСФСР 30 октября 1978 г.);
Техника перегрузочная портовая. Требования безопасности. РТМ 212.0064-76 (введены в действие приказом Минречфлота РСФСР 20 декабря 1976 г. N 184);
Правила обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним (утверждены Минречфлотом РСФСР 17 января 1980 г.);
Правила техники безопасности при эксплуатации и ремонте электрооборудования речных судов РСФСР (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 7 марта 1967 г. N 27);
Правила ремонта судов Министерства речного флота РСФСР (введены в действие с 1 апреля 1975 г. приказом Минречфлота РСФСР от 29 января 1975 г. N 15).
ПТЭ учитывают специфику работы речных портов, условия эксплуатации перегрузочных машин, передовой опыт портов Минречфлота РСФСР по организации обслуживания, надзора и ремонта этих машин и результаты научных исследований в данной области.
Строгое выполнение ПТЭ, должностных и производственных инструкций всеми работниками портов, связанными с эксплуатацией перегрузочных машин, будет способствовать дальнейшему повышению уровня технической эксплуатации машин в речных портах и успешному выполнению задач, поставленных XXVI съездом КПСС.
1.1. Настоящие ПТЭ распространяются на следующее оборудование:
1) береговые и плавучие перегрузочные машины всех типов (краны, перегружатели, отвалообразователи, специализированные погрузочно-разгрузочные установки, добывающие снаряды, погрузчики и аккумуляторные тележки; транспортеры, экскаваторы, бульдозеры, гусеничные и колесные тракторы и тягачи; трюмные, вагонные, зачистные, торцевальные и другие машины);
2) сменные грузозахватные органы;
3) съемные грузозахватные приспособления и тару;
4) рельсовые крановые пути.
Часть первая ПТЭ распространяется на все перечисленные перегрузочные машины и устройства.
Специальные разделы части второй ПТЭ распространяются на механическое оборудование соответствующих конкретных типов перегрузочных машин и устройств.
Часть третья ПТЭ распространяется на электрооборудование всех типов перегрузочных машин, зарядные устройства и аккумуляторные батареи, а также электроизмерительные приборы и электроинструмент.
Часть четвертая ПТЭ распространяется на все перечисленные выше перегрузочные машины.
1.2. ПТЭ не распространяются на судовую часть плавучих перегрузочных машин.
Техническая эксплуатация судовой части плавучих перегрузочных машин должна осуществляться в соответствии с РТМ 212.0070-77 "Система технического обслуживания судов Министерства речного флота РСФСР. Основные положения. Термины и определения" и Правилами ремонта судов Министерства речного флота РСФСР.
1.3. Техническая эксплуатация специализированных перегрузочных комплексов должна осуществляться по специальным правилам, разработанным для конкретного комплекса.
1.4. Использование, техническое обслуживание и технический надзор за паровыми котлами и сосудами, работающими под давлением, должны осуществляться по береговым перегрузочным машинам в соответствии с Правилами Госгортехнадзора СССР, по плавучим перегрузочным машинам - с Правилами Речного регистра РСФСР.
1.5. ПТЭ являются основным документом, регламентирующим вопросы управления машинами, производства работ по перемещению грузов, надзора, технического обслуживания и ремонта перегрузочных машин, сменных грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений, тары и рельсовых крановых путей в речных портах и пристанях.
Все ведомственные и инструктивные материалы, относящиеся к этим вопросам, должны составляться в соответствии с настоящими ПТЭ.
1.6. Знание и соблюдение ПТЭ обязательно для всех инженерно-технических работников портов, пристаней, заводов и проектных организаций Минречфлота РСФСР, проектирующих, изготавливающих, эксплуатирующих, обслуживающих и ремонтирующих перегрузочные машины, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления, тару и рельсовые крановые пути. Соответствующие разделы ПТЭ обязаны знать и соблюдать также рабочие портов и пристаней, осуществляющие управление машинами, техническое обслуживание и ремонт машин и перечисленных устройств.
Периодическая проверка знаний настоящих ПТЭ инженерно-техническими работниками, непосредственно связанными с технической эксплуатацией и производственным использованием перегрузочных машин и перечисленных устройств, должна производиться комиссией одновременно с проверкой знаний правил, норм, требований и инструкций по безопасности труда. Проверка знаний соответствующих разделов ПТЭ у рабочих производится при аттестации, переаттестации и в других случаях, предусмотренных ПТЭ.
2.1. Управление перегрузочными машинами должно обеспечивать высокую производительность, безопасное выполнение перегрузочных работ, сохранность машин и грузов.
2.2. К самостоятельному управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин допускаются портовые рабочие, имеющие при себе удостоверение на право управления и технического обслуживания машин определенного типа.
Удостоверение выдается квалификационной комиссией порта лицам, пригодным к данной работе по состоянию здоровья, прошедшим курс теоретического и практического обучения и успешно выдержавшим испытания в соответствии с требованиями квалификационных характеристик Минречфлота РСФСР.
2.3. Для аттестации портовых рабочих в каждом порту создается постоянно действующая квалификационная комиссия под председательством главного инженера порта. Состав комиссии утверждается начальником порта. В работе комиссии должны принимать участие: инженер по надзору за перегрузочными машинами, начальник технического отдела, главный энергетик или лицо, выполняющее его функции, главный механик, инженер по безопасности труда, представитель комитета профсоюза порта, непосредственный начальник аттестуемого рабочего, а также инспектор Речного регистра РСФСР (при аттестации портовых рабочих, управляющих кранами), который должен быть уведомлен о дне проведения аттестации не позднее чем за 10 дней.
Лицам, прошедшим успешно аттестацию, выдается удостоверение с вкладышем (приложение 1) за подписью председателя квалификационной комиссии, а крановщикам всех типов кранов - за подписью председателя комиссии и инспектора Речного регистра РСФСР.
2.4. Портовые рабочие подвергаются периодически и в других предусмотренных случаях повторной проверке знаний и переаттестации.
2.5. Переаттестация портовых рабочих производится:
1) после перерыва в работе по управлению перегрузочными машинами более одного года;
2) при переводе на перегрузочную машину другого типа или модели;
3) при изменении классности;
4) после зафиксированного в удостоверении трехкратного нарушения настоящих ПТЭ или должностных инструкций в течение одного года.
Примечание. За грубые нарушения, угрожающие жизни людей или повлекшие за собой значительный материальный ущерб, портовые рабочие могут быть отстранены от работы и направлены на переаттестацию сразу, независимо от количества зафиксированных нарушений.
2.6. Повторная проверка знания портовыми рабочими соответствующих разделов настоящих ПТЭ, правил безопасности труда и производственных инструкций производится специальной комиссией, назначаемой приказом начальника порта:
1) периодически, не реже одного раза в год;
2) при переходе из одного порта в другой;
3) по требованию инспектора Речного регистра РСФСР, а также лица, назначенного ответственным по техническому надзору за перегрузочными машинами в порту в соответствии с подразделом 4.1 части первой настоящих ПТЭ.
Примечания: 1. При переводе портового рабочего из одного района (участка) порта в другой производится внеочередной инструктаж по правилам безопасности труда с учетом местных условий.
2. Участие инспектора Речного регистра РСФСР в комиссии по повторной проверке знаний необязательно.
2.7. Результаты аттестации и переаттестации портовых рабочих оформляются протоколом и выдачей удостоверения портового рабочего (с вкладышем) по форме приложения 1.
Результаты повторной проверки знаний портовых рабочих оформляются записью в удостоверении и журнале по форме приложения 2.
Нарушение ПТЭ и должностных инструкций фиксируются в удостоверении портового рабочего сменными (групповыми) инженерами на основании донесений лиц, установивших этот факт.
2.8. Управление перегрузочными машинами и их техническое обслуживание должны вестись в соответствии с производственными инструкциями.
Производственные инструкции по управлению перегрузочными машинами и их техническому обслуживанию должны быть составлены техническим отделом порта на основании технической документации заводов-изготовителей в соответствии с ПТЭ, Правилами Речного регистра РСФСР, Госэнергонадзора, Госгортехнадзора и другими директивными материалами, а также с учетом опыта эксплуатации и местных условий работы машин.
В инструкциях должны указываться права, обязанности и ответственность лиц, управляющих машиной и выполняющих ее техническое обслуживание, правила работы на машине, ее пуск и остановку; правила технического обслуживания машины; описание особенностей электрооборудования машины, влияющих на характер управления и обслуживания; краткие сведения об основных неисправностях и способах их устранения; основные правила техники безопасности, связанные с работой и техническим обслуживанием машины.
Производственные инструкции по управлению и техническому обслуживанию перегрузочных машин должны быть утверждены главным инженером порта.
2.9. Портовые рабочие не имеют права управлять перегрузочными машинами ранее чем через 30 мин после выполнения ими перегрузочных работ вручную.
2.10. Портовые рабочие во время управления перегрузочными машинами несут полную ответственность за их сохранность и все последствия, связанные с нарушением производственных инструкций по управлению и обслуживанию машин и требований техники безопасности.
2.11. Выдача машин (ключей от машин) портовым рабочим и их приемка производится лицом, имеющим на это право, в обмен на вкладыш к удостоверению (приложение 1) и оформляется в журнале выдачи машин (приложение 3).
Прием-сдача машин при пересмене оформляется в вахтенном журнале машины (приложение 4) подписями лиц, сдающих и принимающих смену, с указанием работоспособности машины.
Для приема-сдачи машины допускается перерыв в работе. Длительность перерыва устанавливается для каждого типа машин администрацией порта.
Примечание. Прием-сдача силовой установки перегрузочной машины оформляется в журнале силовой установки (приложение 5) подписями лиц, сдающих и принимающих смену, с указанием исправности силовой установки.
2.12. Портовые рабочие водители (крановщики, машинисты) должны быть закреплены за конкретными машинами распоряжением начальника грузового района (порта). Копия распоряжения вклеивается в журналы выдачи машин.
Машины (ключи от машин), как правило, должны выдаваться только портовым рабочим, закрепленным за данной машиной.
2.13. Портовый рабочий, принимающий машину для работы, обязан проверить состояние машины, опробовать ее в работе, а также проверить наличие воды, топлива, смазки, комплектность инвентаря и инструмента.
При обнаружении повреждений портовый рабочий, принимающий машину, не имеет права начать работу до их устранения.
По окончании работы портовый рабочий, управляющий машиной, производит ее уборку, делает в вахтенном журнале записи о выполненных работах технического обслуживания и всех замеченных во время работы повреждениях и докладывает о них лицу, выдавшему машину.
2.14. Передача управления перегрузочной машиной одним портовым рабочим другому в период рабочей смены без разрешения лица, выдавшего машину, категорически запрещается.