БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     ГОСТ Р 52807-2007

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОЕКТОВ

Guidance for assessment of project management personnel competency



ОКС 03.100.30

Дата введения 2010-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 423-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ     

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт разработан с целью установления требований, предъявляемых к менеджерам проектов, выражаемых в уровне их профессиональной компетентности.

Разработка настоящего стандарта обусловлена необходимостью проведения оценки требований, предъявляемых к компетентности менеджеров проектов, выражаемых в уровнях их приемлемого профессионального соответствия.

Оценка компетентности на основе профессионального соответствия является процессом, обеспечивающим сбор данных и принятие решения о способности того или иного сотрудника выполнять свою работу на уровне, соответствующем занимаемой должности.

Менеджер проекта несет ответственность за все аспекты реализации проекта или подпроекта, являющегося частью более крупного проекта или программы. Поэтому оценка его компетентности должна быть всесторонней и включать в себя сведения, подтверждающие его профессиональное соответствие.

Настоящий стандарт по оценке компетентности менеджеров проектов разработан с целью:

- удовлетворения потребности выбора компетентных менеджеров проектов в различных секторах промышленности;

- повышения эффективности менеджмента проектов;

- создания и оценки профессиональной компетенции специалистов и организации по реализации проектов.

Настоящий стандарт может использоваться с помощью различных подходов и методов к менеджменту проектов, обеспечивающих получение удовлетворительных результатов и позволяющих менеджерам проектов повысить уровень своей компетентности.

Настоящий стандарт разработан с учетом требования стандарта "Global Performance Based Standards for Project Management Personnel. Performance Based Competency Standards for Global Level 1 and 2 Project Managers" (GPBSPMP).

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к компетентности менеджеров проектов.

Настоящий стандарт обеспечивает основу для определения уровня профессионального соответствия менеджеров проектов. Он также может применяться в качестве модели, используемой для установления основополагающих требований к менеджерам проектов.

Настоящий стандарт устанавливает пороговые уровни профессионального соответствия, то есть подтверждения способности менеджеров проектов выполнять свои обязанности в соответствии с установленными требованиями, приемлемыми в конкретной ситуации.

Настоящий стандарт также может использоваться с целью обучения и развития профессиональных знаний и навыков.

Требования настоящего стандарта могут применяться различными государственными и негосударственными предприятиями, в том числе научными институтами, профессиональными ассоциациями и правительственными организациями.

Темы, отражающие основополагающие знания и профессиональные навыки менеджеров проектов, необходимые для достижения результатов, измеряемых с помощью критериев профессионального соответствия, приведены в приложении А.

Настоящий стандарт может применяться совместно с другими стандартами, такими как ГОСТ Р 51901.4, ГОСТ Р ИСО 10006 и другие.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 10006 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании.

ГОСТ Р 51901.4 (МЭК 62198:2001) Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании

_______________

Действует ГОСТ Р МЭК 62198-2015 "Проектный менеджмент. Руководство по применению менеджмента риска при проектировании".


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты", за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 продукция проекта: Физический предмет, услуга или принятое решение, являющееся основным результатом завершения проекта.

Примечание - Продукция может быть составной частью более крупного проекта.

3.2 критерии успеха проекта: Меры оценивания проекта, применяемые к продукции проекта и управлению проектом, которые могут быть как количественными, так и качественными и определяться до начала или в процессе разработки проекта.

     4 Понятие компетентности


Термин "компетентность" происходит от латинского "competere", означающего "быть приемлемым", и используется, как правило, для признания того, что специалист обладает достаточными профессиональными знаниями и навыками для выполнения поставленной задачи или исполнения определенных обязанностей. В настоящее время организации проявляют все большую заинтересованность в оценке компетентности специалистов при принятии решений, связанных с их наймом, продвижением и профессиональным ростом.

Термин "компетентность" часто используют при аккредитации на техническую компетентность органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения работ в области оценки соответствия.

Существует два основных подхода к определению и оценке компетентности специалиста:

- атрибутивный - на основе выявления и оценки личностных качеств и характеристик;

- практический - на основе оценки компетентности по уровню профессионального соответствия и практическим результатам деятельности.

В настоящем стандарте рассмотрен второй подход к оценке компетентности.

Стандарты, устанавливающие требования к профессиональной компетентности специалиста, должны рассматривать два основных вопроса:

- какую работу должен выполнять специалист на рабочем месте в данной предметной области, в данной профессиональной сфере или при выполнении определенной роли?

- какие параметры (показатели) и данные могут и должны использоваться для сбора информации с целью оценки компетентности специалиста?

- какие значения параметров и какие сведения позволяют подтвердить требуемый уровень компетентности?

Настоящий стандарт использует следующие основные компоненты компетентности:

- области компетенции, определяющие сферы профессиональной деятельности, в которых должна быть подтверждена компетентность специалиста. Области могут представлять собой определенные рабочие роли, функции, процессы и результаты, выраженные в категориях производства продукции;

- элементы компетенции, которые определяют ключевые компоненты деятельности в каждой области компетенции. Область содержит от 3 до 6 элементов;

- критерии профессионального соответствия, которые устанавливают показатели (характеристики) профессионального соответствия, необходимые для каждого элемента компетенции. Критерии профессионального соответствия устанавливают необходимый тип или уровень соответствия, который используется для подтверждения соответствия. Они определяют результаты практической деятельности, которые должен продемонстрировать компетентный специалист в каждом из элементов компетенции, на основе чего делается заключение о его профессиональном соответствии;

- области компетентности дополняют критерии профессионального соответствия специалиста посредством уточнения критических или важных аспектов критериев его профессионального соответствия и их применения.

Сведения, используемые для подтверждения компетентности, должны быть:

- достоверными;

- надежными;

- актуальными (например, доказательства могут считаться актуальными в течение последних трех лет, в течение которых оцениваемый специалист был способен выполнять задачи на уровне, установленном в настоящем стандарте);

- достаточными (охватывающими все требования настоящего стандарта);

- соответствующими (доказательства должны быть получены в соответствии с требованиями настоящего стандарта и на основе данных о выполнении проекта).

     5 Факторы сложности менеджмента проекта


На международном уровне все проекты подразделяют на два уровня сложности - глобальные уровни 1 и 2.

Эти уровни различаются по сложности руководства проектом. Менеджер проекта, компетентность которого соответствует глобальному уровню 1, может оказаться неспособным достичь предполагаемых результатов в рамках проекта, для которого требуется компетентность глобального уровня 2. В настоящем стандарте для дифференциации проектов на основе уровня сложности их менеджмента используется следующий подход.

Для оценки сложности проектов используются семь факторов идентификации уровня сложности проекта и рейтинг для каждого фактора сложности, приведенные в таблице 1.


Таблица 1 - Рейтинг сложности проектов

Фактор сложности проекта

Рейтинг сложности


1

2

3

4

1 Устойчивость (стабильность) проекта

Очень высокая

Высокая

Средняя

Низкая

2 Множественность различных методов и подходов, применяемых для выполнения проекта

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая

3 Масштаб социальных последствий или последствий для окружающей среды в результате выполнения проекта

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая

4 Ожидаемое финансовое воздействие (положительное или отрицательное) на стороны, заинтересованные в реализации проекта

Низкая

Средняя

Высокая

Очень высокая

5 Стратегическая значимость проекта для организации или участвующих в нем организаций

Очень низкая

Низкая

Средняя

Высокая

6 Совместимость заинтересованных сторон и их интересов в отношении характеристик продукции проекта

Высокая

Средняя

Низкая

Очень низкая

7 Количество и разнообразие внешних связей проекта с другими организационными единицами

Очень низкая

Низкая

Средняя

Высокая

          

Оценка сложности проекта осуществляется путем суммирования рейтингов всех факторов сложности. Баллы, используемые для оценки компетентности, уровни проектов и выводы о применимости проекта для оценки компетентности на основе данного стандарта приведены в таблице 2.


Таблица 2 - Определение возможности применения проекта для оценки компетентности специалиста

Оценка компетентности, балл

Уровень проекта

Вывод о возможности использования проекта для оценки компетентности по настоящему стандарту

Не более 11

Ниже глобального уровня 1

Проект не может быть использован

От 12 до 18

Глобальный уровень 1

Проект может быть использован для оценки компетентности на глобальном уровне 1

От 19 до 25

Глобальный уровень 2

Проект может быть использован для оценки компетентности на глобальном уровне 2

Не менее 26

Выше глобального уровня 2

Проект может быть использован на более высоких уровнях

Примечания:

1 Оценка ниже глобального уровня 1 - количество баллов 11 или ниже.

2 Глобальный уровень 1 - количество баллов от 12 до 18.

3 Глобальный уровень 2 - количество баллов от 19 до 25.

4 Выше глобального уровня 2 - количество баллов 26 или более.