ГОСТ Р 53103-2008
Группа Т58
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ
Термины и определения
Exhibition and trade fair activities. Terms and definitions
ОКС 03.080.30
ОКСТУ 0131
Дата введения 2010-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Институт региональных экономических исследований" (ЗАО "ИРЭИ"), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП РФ), Российским союзом выставок и ярмарок (РСВЯ), Закрытым акционерным обществом "Экспоцентр" при участии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный технический университет - УПИ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 "Бытовое обслуживание населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 512-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2016 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Установленные настоящим стандартом термины методом системно-интеграционного подхода расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведена терминологическая статья из другого стандарта, действующего на том же уровне стандартизации, которая заключена в рамки из тонких линий, а после нее в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи.*
_________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определяемых в настоящем стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области выставочно-ярмарочной деятельности.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации и литературе всех видов по выставочно-ярмарочной деятельности, входящих в сферу работ по стандартизации и(или) использующих результаты этих работ.
2.1.1 выставочно-ярмарочная деятельность: Предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
2.1.2 управление выставочно-ярмарочной деятельностью: Процесс выработки и осуществления управляющих воздействий на выставочно-ярмарочную деятельность.
2.1.3 функции управления выставочно-ярмарочной деятельностью: Назначение и виды управления производственными и другими процессами в сфере выставочно-ярмарочной деятельности.
Примечание - Управление выставочно-ярмарочной деятельностью включает в себя такие функции, как анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организация, учет, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов.
2.1.4 регулирование выставочно-ярмарочной деятельности: Воздействие на выставочно-ярмарочную деятельность и всех ее участников принятием нормативных правовых актов для упорядочения процессов, происходящих в выставочно-ярмарочной деятельности, и действий участвующих в ней лиц.
Примечание - Регулирование выставочно-ярмарочной деятельности подразумевает согласованные действия федеральных и(или) региональных органов исполнительной власти и(или) органов местного самоуправления, Торгово-промышленных палат и профессиональных объединений предпринимателей.
2.1.5 координация выставочно-ярмарочной деятельности: Согласование и упорядочение выставочно-ярмарочной деятельности ее основными участниками на федеральном, региональном и местном уровнях.
2.1.6 координационный орган в сфере выставочно-ярмарочной деятельности: Коллегиальный совещательный орган, создаваемый для обеспечения согласованных действий всех участников рынка выставочных услуг при решении задач в области выставочно-ярмарочной деятельности.
Примечания
1 Координационный орган формируется на представительной основе федеральными и(или) региональными органами исполнительной власти и(или) органами местного самоуправления, Торгово-промышленными палатами, профессиональными объединениями предпринимателей.
2 Координационный орган может именоваться координационной комиссией или координационным комитетом.
3 Координационный орган действует на основе принятых соответствующих положений.
2.1.7 поддержка выставочно-ярмарочных мероприятий: Совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку выставочно-ярмарочных мероприятий и содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении продукции, товаров и услуг на российском и зарубежных рынках.
2.1.8 спонсор: Физическое или юридическое лицо, финансирующее проведение выставочно-ярмарочного мероприятия или выступающее его заказчиком и(или) поручителем-гарантом.
2.1.9 эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: Результативность проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта к затратам.
2.1.10 оценка эффективности выставочно-ярмарочной деятельности: Способ установления значимости выставочно-ярмарочного мероприятия для развития экономики страны, региона, города, хозяйствующих субъектов.
2.1.11 экономический эффект от проведения выставочно-ярмарочного мероприятия: Полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление, получаемый выставочными организациями, смежными отраслями экономики и ростом числа занятых рабочих мест.
Примечания
1 Экономический эффект от проведения выставочно-ярмарочного мероприятия включает в себя выставочный социально-экономический и мультипликативный эффекты выставочно-ярмарочной деятельности.
2 К смежным отраслям экономики относятся гостиничный бизнес, транспорт, общественное питание и т.д.
2.1.12 социально-экономический эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности на экономику, уровень и качество жизни населения.
Примечание - Положительное влияние выставочно-ярмарочной деятельности складывается из выгод первого порядка, то есть прямых доходов от посетителей и экспонентов выставок/ярмарок; второго порядка, то есть доходов государства и роста занятости населения в месте проведения выставочно-ярмарочного мероприятия, и долговременных выгод, то есть влияния выставок/ярмарок на национальную/региональную экономику.
2.1.13 мультипликативный эффект выставочно-ярмарочной деятельности: Стимулирующие влияния выставочно-ярмарочной деятельности на развитие промышленности, рост экспорта, международную торговлю, внедрение новых технических решений, престиж фирмы, имидж выставочного города.
2.1.14 выставочный аудит: Процесс аудиторской проверки специализированных количественных показателей выставочно-ярмарочного мероприятия, документально подтверждающий точные данные о числе посетителей, экспонентов, площадей.
2.2.1 выставочно-ярмарочное мероприятие: Выставка, ярмарка.
2.2.2 выставка [ярмарка]: Выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и(или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Примечания
1 Выставки - многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов сопутствующие мероприятия.
2 Выставки подразделяют на торговые и просветительно-познавательные.
3 К выставкам не относятся "вещевые рынки" и розничная торговля на улицах.
2.2.3 экспозиция: Отдельная завершенная часть выставочно-ярмарочного мероприятия, имеющая в его рамках самостоятельное значение.
2.2.4 специальная экспозиция: Демонстрация информационных материалов, показы мод, смотры, конкурсы, дегустации, проводимые организатором выставок в рамках выставочно-ярмарочного мероприятия и в соответствии с его общим направлением или по его теме.
2.2.5 экспонат: Образец, представленный на выставочно-ярмарочном мероприятии для публичного обозрения.
Примечание - За образец принимается товар, услуга.
2.2.6 виртуальная выставка: Выставочно-ярмарочное мероприятие, условно не ограниченное во времени и в пространстве, реализуемое посредством Интернет-ресурса, в рамках которого его организатор предоставляет возможность экспонентам разместить в сети Интернет на сайте выставки текстовую информацию и графическое, аудио- и видеоизображения экспонентов и экспонатов, а посетителям выставки ознакомиться с информацией и экспонатами.
2.2.7 выставка/ярмарка постоянно действующая: Непрерывное выставочно-ярмарочное мероприятие, действующее с периодичной сменой экспонатов.
2.2.8 классификация выставочно-ярмарочных мероприятий: Распределение выставок/ярмарок по группам по общему признаку, присущему конкретной группе.
Пример - Классификация выставок/ярмарок по территориальному признаку (происхождение товаров).
2.3.1 всемирная выставка: Международное выставочно-ярмарочное мероприятие мирового масштаба, на котором страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры.
Пример - Всемирные выставки "ЭКСПО".
2.3.2 международная выставка/ярмарка: Выставочно-ярмарочное мероприятие, в котором не менее 10% общего числа экспонентов составляют иностранные организации или не менее 5% - иностранные посетители, а выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг соответствуют международным стандартам.
Примечание - Как правило, на международных выставках демонстрируются товары и услуги одной или нескольких отраслей.
2.3.3 выставка/ярмарка с международным участием: Выставочно-ярмарочное мероприятие с числом иностранных экспонентов менее 10% общего числа экспонентов.
2.3.4а Выставка федерального значения:
Выставочно-ярмарочное мероприятие, имеющее важное социально-экономическое значение, поддерживаемое федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках реализуемых государственных программ, национальных проектов, предоставляющее отечественные и зарубежные образцы на уровне международных стандартов с учетом преимуществ для конкуренции с зарубежными выставками аналогичного профиля.
(Поправка. ИУС N 4-2016).
2.3.4 национальная выставка/ярмарка: Выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и(или) услуги отдельно взятой страны.
2.3.5 региональная выставка/ярмарка: Выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и(или) услуги организаций одного региона.
Примечание - Под регионом понимается субъект Российской Федерации.
2.3.6 межрегиональная выставка/ярмарка: Выставочно-ярмарочное мероприятие, демонстрирующее продукцию и(или) услуги организаций ряда регионов страны.
2.4.1 многоотраслевая выставка/ярмарка [универсальная выставка/ярмарка]: Выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируют товары и услуги организаций различных отраслей национальной экономики.