3.1. Схема безбаллонного обеспечения предприятий двуокисью углерода с применением изотермических емкостей среднего давления показана на черт.1. При этом способе в цехе производства СО у поставщика должна предусматриваться станция для наполнения транспортных цистерн низкотемпературной жидкой двуокисью углерода.
СХЕМА БЕЗБАЛЛОННОГОГО СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ДВУОКИСЬЮ УГЛЕРОДА
1 - цех по производству СO; 2 - накопитель стационарный; 3 - цистерна транспортная; 4 - газификатор; 5 - трубопровод централизованной разводки; 6 - рабочий пост
Черт.1
Жидкую двуокись углерода получают, как правило, путем двукратного дросселирования с давления 6,0-7,0 до 2,5-2,8 МПа (с 60-70 до 25-28 кгс/см) при подаче в 1-й промежуточный сосуд и с 2,5-2,8 до 0,8-1,0 МПа (с 25-28 до 8-10 кгс/см) при подаче во 2-й промежуточный сосуд или в стационарные накопители станции наполнения (черт.13).
3.2. Безбаллонный способ обеспечения предприятий двуокисью углерода может быть осуществлен с применением автомобильных или железнодорожных цистерн. Принципиальная схема способа в том и другом случае остается неизменной. Выдача жидкой двуокиси углерода из цистерны потребителям и слив ее в стационарные накопители производится переливом за счет разности уровней, передавливанием за счет создания перепада давлений или с помощью специальных перекачивающих устройств.
3.3. Многолетний отечественный и зарубежный опыт эксплуатации оборудования для транспортировки и хранения жидкого кислорода, азота, двуокиси углерода и других сжиженных газов позволяет рекомендовать к широкому внедрению в народное хозяйство безбаллонный способ обеспечения предприятий двуокисью углерода с применением изотермических транспортных цистерн и стационарных накопителей среднего давления как наиболее рациональный и эффективный способ.
Основные преимущества способа хранения и транспортировки жидкой двуокиси углерода в изотермических сосудах среднего давления следующие:
сокращение баллонного парка у поставщика и полная его ликвидация у потребителя;
снижение транспортных расходов за счет сокращения в 2,5-3,5 раза массы транспортируемой тары;
полная ликвидация ручного труда на погрузочно-разгрузочных операциях;
освобождение большой производственной площади, необходимой для хранения и ремонта баллонов, особенно у поставщика;
ликвидация потерь двуокиси углерода (от 12 до 18%) при наполнении баллонов и подготовка их к эксплуатации;
снижение расхода металла на изготовление тары в 3-5 раз;
ликвидация непроизводительных затрат рабочего времени сварщика, литейщика и др. (подключение и отключение баллонов, установка и снятие редуктора и подогревателя);
снижение затрат на ремонт и содержание тары;
более безопасная эксплуатация оборудования.