1.1. Двуокись углерода или углекислый газ (CO) может находиться в газообразном, сжиженном и твердом (в виде сухого льда) состояниях. Плотность двуокиси углерода зависит от давления, температуры и агрегатного состояния, в котором она находится.
Молекулярная масса | 44,01 | |||
Плотность при 20°С и давлении 0,1013 МПа (760 мм рт.ст.), кг/м | 1,83 | |||
Критическая температура, °С | 31,04 | |||
Критическое давление, МПа (кгс/см) | 7,38 (75,3) |
Тройная точка двуокиси углерода характеризуется избыточным давлением 0,428 МПа (4,28 кгс/см) и температурой минус 56,6°С. В жидком состоянии двуокись углерода может находиться только под давлением выше 0,428 (4,28 кгс/см). Двуокись углерода не представляет опасность для здоровья человека при концентрации ее в воздухе рабочей зоны 0,5% по объему. При содержании в воздухе свыше 5% двуокиси углерода появляется ощущение раздражения слизистых оболочек дыхательных путей и глаз, кашель, ощущение тепла в груди и головные боли.
Технические требования к жидкой двуокиси углерода определяются ГОСТ 8050-85 "Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия".
1.2. Двуокись углерода находит большое применение в различных отраслях народного хозяйства: машиностроительной, пищевой, нефтедобывающей, химической, сельском хозяйстве и др.
В машиностроении особое место занимает сварка в среде двуокиси углерода, так как является одним из перспективных направлений дальнейшей механизации сварочных работ, обеспечивающая повышение производительности труда в 2-4 раза и высокое качество сварных швов.
Объемы применения этого вида сварки в СССР непрерывно возрастают, а потребности сварочного производства в двуокиси углерода удовлетворяются еще недостаточно. Основными причинами такого положения являются дефицит в баллонах и отсутствие специальных хранилищ-накопителей для утилизации двуокиси углерода у большинства поставщиков, вследствие чего значительное количество двуокиси углерода вместе с отходящими газами различных производств выбрасывается в атмосферу. Широкое применение безбаллонного способа позволит сократить большие транспортные расходы, значительно уменьшить потери двуокиси углерода и улучшить использование мощностей углекислотных производств.