Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53161-2008 (ИСО 5495:2005) Органолептический анализ. Методология. Метод парного сравнения

     1 Область применения*

________________

* Слово "применения" в наименовании пункта 1 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт устанавливает метод, позволяющий определить, существует ли заметное органолептическое различие или подобие между образцами двух продуктов по интенсивности рассматриваемой характеристики. Данный метод также иногда называют тестом установления направленного различия или тестом 2-АПВ (тестом альтернативного принудительного выбора). Действительно, метод парного сравнения представляет собой обязательный выбор между двумя альтернативными вариантами.

Примечание - Метод парного сравнения - наиболее простой из существующих классификационных тестов, поскольку он предусматривает сопоставление только двух образцов продукта.


Метод применим независимо от того, существует ли различие между продуктами по одной или по нескольким характеристикам, и дает возможность сказать, действительно ли имеет место заметное различие по данной характеристике, и указать направление различия, но не позволяет ответить на вопрос о том, какова степень этого различия. Обнаружение отсутствия разницы между продуктами по изучаемой органолептической характеристике не означает, что не существует различия между продуктами по любой другой органолептической характеристике.

Метод применим только тогда, когда продукты сравнительно однородны.

Метод эффективен:

а) когда необходимо установить,

что имеется заметное различие между продуктами (метод парного сравнения при проверке различия) или

что не имеется заметного различия между продуктами (метод парного сравнения при проверке подобия) после изменения, например, ингредиентного состава или технологии производства продукта, или его упаковки, или условий хранения и обращения;

б) для целей отбора, обучения и проверки испытателей.

Прежде чем начать испытания, необходимо определить, является ли тест односторонним (руководителю испытаний априори известно направление различия, и альтернативная гипотеза состоит в том, что между образцами продукта существует различие в предполагаемом направлении) или двусторонним (руководитель испытаний не имеет какой-либо исходной информации относительно направления различия, и альтернативная гипотеза состоит в том, что между образцами существует различие в одном или в другом направлении).

Метод парного сравнения может быть также использован для того, чтобы сравнивать два продукта с точки зрения предпочтения одного другому. Рисунок 1 иллюстрирует различные случаи использования метода парных сравнений.

     
Рисунок 1 - Различные возможные случаи использования метода парного сравнения


Примечание - К настоящему стандарту относится только случай негедонических испытаний.


Пример 1 (Случай а) - Производство бисквита изменено с целью получения более хрустящего продукта. Необходимо проверить, действительно ли нововведение привело к увеличению привлекательности продукта. Следовательно, необходимо попытаться выявить разницу - удостовериться, действительно ли новый продукт ощущается как более хрустящий по сравнению с традиционным (контрольным) продуктом.
     
     Пример 2 (Случай b) - Изготовителю известно, что продукт может содержать небольшие количества ингредиента, который придает ему посторонний флейвор. Поэтому он надеется определить то максимально допустимое количество этого ингредиента, когда разница в флейворе по сравнению с продуктом, не содержащим этого ингредиента, едва-едва заметна и, следовательно, не будет чревата нежелательными последствиями.
     
     Пример 3 (Случай c) - Перед началом производства нового вида супа требуется сравнить два возможных ингредиента, добавляемых для придания продукту соленого вкуса. Исходя из экономических соображений, предпочтение было отдано одному из двух ингредиентов, который в одной и той же концентрации должен обеспечивать более соленый вкус. Следовательно, необходимо подтвердить, что различие в интенсивности вкуса при использовании разных ингредиентов действительно имеет место. Но априори неизвестно, какой из двух видов ингредиента будет обеспечивать более соленый вкус.
     
     Пример 4 (Случай d) - Изготовитель пластмасс, используемых, в частности, в производстве автомашин для изготовления щитков, из экономических соображений хочет заменить обычный смазочный ингредиент новым. При этом он не имеет целью изменить в большую или меньшую сторону скользкость поверхности изделий по сравнению со скользкостью изделий из обычно применяемой пластмассы. Задача состоит в том, чтобы определить, действительно ли в одной и той же концентрации новый смазочный материал обеспечивает такую же скользкость поверхности, как ранее использовавшийся. Необходимо показать, что оба смазочных материала сходны с точки зрения обеспечения скользкости поверхности, но априори неизвестно, какой из них дает наилучший эффект.