ВСН 203-89
--------------------------------
Минтрансстрой, МПС
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Нормы и технические условия на проектирование и строительство
железных дорог на полуострове Ямал
Дата введения 1990-01-01
РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС) Министерства транспортного строительства СССР при участии Ленгипротранса, Новосибирского филиала ЦНИИСа (СибЦНИИС), треста "Севстроймеханизация" Минтрансстроя и Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) Министерства путей сообщения СССР.
Авторы: И.П.Старшов, А.А.Цернант, Н.Д.Меренков, А.М.Козлов, П.Г.Пешков, Б.Г.Петров, А.П.Чучев, В.П.Рыбчинский, К.Л.Хабибулин, К.Ю.Прудкова, А.М.Макеев, А.А.Гринчик, Э.Е.Асс, Э.В.Бакумов, Н.А.Цуканов, В.И.Лобанов, В.А.Сидоров при участии Ю.А.Попова и Н.И.Большаковой (ЦНИИС и СибЦНИИС), П.И.Дыдышко (ВНИИЖТ), В.М.Макаров, Е.П.Пыляй, Я.С.Крафт, А.Я.Хралов, Е.А.Бойцов, А.П.Александрович (Ленгипротранс), В.А.Маслов, Ю.М.Мелько (трест "Севстроймеханизация"), В.В.Соколов (ЦП МПС).
ВНЕСЕНЫ Всесоюзным ордена Октябрьской Революции научно-исследовательским институтом транспортного строительства Министерства транспортного строительства СССР.
Подготовлены к утверждению Главным научно-техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР и Главным научно-техническим управлением Министерства путей сообщения СССР.
СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР N АЧ-1098-8 от 22.03.88 и Мингазпромом СССР N ВШ-9 от 09.01.89.
УТВЕРЖДЕНЫ Министерством транспортного строительства СССР, Министерством путей сообщения СССР 01.11.89 N МО-599/Г-19059
Срок действия 5 лет
ВЗАМЕН ВСН 200-85, ВСН 203-85
Новая редакция "Норм и технических условий на проектирование и строительство железных дорог на полуострове Ямал" разработана во исполнение пункта 10 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 797 от 20 августа 1985 г. "О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1986-1990 гг."
При разработке Норм и технических условий использованы результаты научно-исследовательских работ, опыт проектирования и строительства железных дорог в Западной Сибири, БАМа, линии Обская-Бованенково, опыт эксплуатации железных дорог на севере Западной Сибири и Европейской части СССР, а также временные ведомственные строительные нормы (ВСН 200-85 и ВСН 203-85).
Настоящими Нормами устанавливается возможность проектирования и строительства железных дорог в экстремальных климатических, топографических, геологических и геокриологических условиях Заполярной тундры полуострова Ямал, которые не имеют прямых аналогов в мировой практике.
В Нормах учитываются природоохранные мероприятия и специфическая для районов криолитозоны значительная длительность процессов термодинамической стабилизации грунтовых массивов земляного полотна и прилегающих территорий и, как следствие, повышенные объемы и продолжительность компенсационных ремонтно-восстановительных работ в период временной эксплуатации.
Использование настоящих Норм и технических условий совместно с требованиями СНиП II-39-76* обеспечивает выполнение основных условий проектирования и строительства применительно к железным дорогам IV категории с учетом особенностей региона, отраженных в данном документе, позволяет получить обоснованные проектные решения, сократить строительные затраты и эксплуатационные расходы.
__________________
* Действует СНиП 32-01-95. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
1.1. Настоящие Нормы и технические условия разработаны на проектирование и строительство железных дорог на полуострове Ямал, включая линию Обская-Бованенково-Харасавей.
1.2. В связи с тупиковым положением и местным значением линий, железные дороги следует проектировать применительно к нормам IV категории. Возможность усиления сооружений и устройств на перспективу не предусматривается. Необходимость усиления отдельных участков в связи с примыканием перспективных линий должна предусматриваться в проектах строительства последних.
1.3. При проектировании и строительстве железных дорог в отношении норм и правил, не предусмотренных настоящими специальными Нормами и техническими условиями, следует руководствоваться соответствующими главами СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм", "Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" и др., а также ведомственными нормами, согласованными с Госстроем СССР.
1.4. Основные параметры проектирования, а также мощность отдельных сооружений и устройств железнодорожных линий следует принимать в соответствии с грузооборотом пятого года эксплуатации, с учетом местных климатических условий.
1.5. Эксплуатационное обслуживание линии следует предусматривать вахтовое с размещением вахтовых поселков на участковых станциях или базовых поселках совместно с другими министерствами и ведомствами.
1.6. В проектах должен разрабатываться комплекс мероприятий по защите природной среды.
1.7. Для устранения деформаций земляного полотна, проявившихся в период строительства и временной эксплуатации линии, следует предусматривать выполнение дополнительных проектных и строительных работ.
2.1. При проектировании продольного профиля пути допускается применять уклоны круче руководящего при соответствующем обосновании расчетами; наибольшую алгебраическую разность сопрягаемых уклонов допускается принимать до 20‰ с сопряжением смежных прямолинейных элементов в вертикальной плоскости кривыми радиусом 5000 м.
2.2. Переломы продольного профиля допускается проектировать вне зависимости от размещения переходных кривых.
2.3. Длины разделительных площадок на возвышениях продольного профиля, ограниченных руководящими подъемами длиной более 4,5 км, допускается уменьшить до 100 м.
2.4. Минимальный радиус кривых в плане допускается принимать при соответствующем обосновании 300 м, в отдельных случаях на обходах - радиус 250 м.
2.5. Высоту насыпей следует назначать, как правило, не менее 1,5 м. Превышение бровки земляного полотна насыпей, м, над расчетным уровнем снежного покрова следует принимать с учетом проложения трассы линии и орографии местности, на перегонах в условиях сильно пересеченной, а также малоизученной местности - 0,5 , на раздельных пунктах - 0,8.
Не допускается размещать основную площадку земляного полотна на перегонах в ветровой тени естественных или искусственных препятствий, расположенных на расстоянии ближе 20 м с наветренной и 30 м с подветренной стороны, если высота насыпи менее 3 м.
Примечания: 1. К малоизученной следует относить местность, где расчетная толщина снежного покрова может быть определена только по короткому ряду наблюдений.
2. В качестве расчетной принимается толщина снежного покрова, имеющая вероятность превышения 1:20 (5%).
2.6. На снегозаносимых участках в выемках, насыпях высотой ниже указанной в п.2.5, следует предусматривать постоянные устройства, обеспечивающие незаносимость пути, например, заборы облегченного типа высотой порядка 5 м, располагая их по возможности перпендикулярно к направлению господствующих ветров на расстоянии от 20 до 25 высот от бровки полотна. При установке забора в два или три ряда ближний к дороге ряд ставится на расстояние 15-ти высот от бровки полотна, а расстояние между рядами принимают равным 25-30 высот забора. При устойчивом направлении метелевых ветров следует применять заборы "активного действия", а также периодически восстанавливаемые устройства в виде траншей в снегу или снежных валов (как самостоятельно, так и совместно с постоянными).
Типы и мощность снегозащитных устройств, их размещение относительно защищаемых сооружений определяют на основе данных, полученных после предварительного обследования снегозаносимых участков, и соответствующего технико-экономического обоснования.
Необходимо предусмотреть периодическую очистку путей от снега с использованием стругов-снегоочистителей, фрезерно-роторных снегоочистителей на железнодорожном и пневмоходу и бульдозеров (за пределами рельсовой колеи).
В период временной эксплуатации допускается применение временных деревянных переносных щитов.
2.7. При проектировании плана и профиля железных дорог на снегозаносимых участках необходимо располагать трассу преимущественно в пределах зоны разгона метели и перпендикулярно направлению преобладающих ветров.
При использовании попутных водоразделов и узких долин следует располагать трассу на наветренных склонах и в пределах средней или верхней трети высоты от подошвы косогоров, а в широких долинах укладывать трассу не ближе 50-60 м от подошвы ближайшей возвышенности.
3.1. Грунты, используемые для сооружения земляного полотна, должны обеспечивать на момент окончания строительства или после стабилизации нормативные требования в части прочности основной площадки под поездной нагрузкой и устойчивость откосов при воздействии природных факторов.
При невозможности обеспечить требуемую прочность и устойчивость земляного полотна должны быть назначены соответствующие мероприятия по его усилению.
3.2. Для сооружения земляного полотна следует максимально использовать скальные, крупнообломочные и песчаные грунты, а при отсутствии их достаточных запасов допускается при технико-экономическом обосновании разрабатывать и укладывать в земляное полотно мерзлые песчаные грунты по специальным технологическим схемам с использованием эффективных методов технической мелиорации грунтов, обеспечивающих их оттаивание и уплотнение в процессе строительства.
3.3. По степени пригодности мерзлых песчаных грунтов для сооружения земляного полотна следует различать: сыпучемерзлые (суммарная влажность до 3%), сухомерзлые (3-6%), твердомерзлые маловлажные (6-12%), твердомерзлые влажные (12-22%), твердомерзлые водонасыщенные (22-25%) (обязательное приложение 1).
3.4. Сыпучемерзлые песчаные грунты пригодны для сооружения насыпей без ограничений (при обеспечении требований п.3.1).
Сухомерзлые грунты применяют для сооружений насыпей по технологическим схемам с послойным их уплотнением решетчатыми или вибрационного действия катками до нормируемой плотности с учетом расчетной осадки до уплотнения при оттаивании.
3.5. Твердомерзлые песчаные грунты с суммарной влажностью до 12% используют в конструкциях насыпей высотой до 3,5 м с прослоями из геотекстиля, а от 3,5 до 6 м - в геотекстильных обоймах.
3.6. Использование твердомерзлых песчаных грунтов с суммарной влажностью от 12 до 25% допускается для сооружения экспериментальных конструкций насыпей по одно- и двухэтапным технологическим схемам, включающим при двухэтапной технологии заготовку твердомерзлого грунта в бурты, его полное оттаивание и укладку оттаявшего грунта в насыпи с уплотнением в талом состоянии в процессе строительства, а при одноэтапной технологии - укладку твердомерзлых грунтов зимой непосредственно в насыпи в геотекстильных обоймах.
3.7. Льдонасыщенные мерзлые грунты и льдогрунтовую массу укладывать в земляное полотно не допускается.
Льдонасыщенные песчаные грунты с суммарной влажностью 25-38% можно использовать только для получения талого грунта в карьерах.
Заготовленный в бурты грунт надлежит использовать в конструкциях насыпей в талом состоянии при влажности близкой к оптимальной.
3.8. Торфяные грунты допускается использовать в конструкциях земляного полотна в качестве теплоизоляционного материала, а также для укрепления откосов в смеси с песчаным и супесчаным грунтами.
3.9. Для земляного полотна следует применять грунты с засоленностью не более 0,3%. При необходимости применения грунтов с большей засоленностью (до 0,5%) следует предусматривать дополнительные мероприятия.
3.10. Земляное полотно следует проектировать:
с минимальным использованием выемок;
из условий его снегонезаносимости;
с обеспечением естественного водоотвода;
с сохранением мохорастительного покрова, не допуская сооружения насыпей из резервов;
с максимальным использованием скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов в талом, сыпучемерзлом и сухомерзлом состояниях;
с назначением противодеформационных мероприятий при использовании твердомерзлых грунтов;
с учетом прогнозируемого изменения температурного режима в теле и основании насыпей при применении инженерных способов управления температурным режимом грунтов и специальных конструкций (справочное приложение 2).
3.11. Конструкции земляного полотна следует назначать:
по типовым решениям в соответствии с Альбомом Главтранспроекта [1];
по индивидуальным проектам.
По типовым поперечным профилям следует проектировать насыпи высотой до 12 м из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов на основаниях из грунтов I и II категорий просадочности (таблица), выемки глубиной до 12 м в скальных и крупнообломочных грунтах, крупно- и среднезернистых талых песках (грунтах I категории просадочности).
Тип (кате- | Степень просадочности грунтов при оттаивании | Величина относительной осадки* | Вид и консистенция грунтов основания при оттаивании |
I | Непросадочные | 0,03 | Скальные, крупнообломочные и песчаные; глинистые твердой и полутвердой консистенций. Криогенная текстура массивная |
II | Малопросадочные | 0,030,1 | Глинистые тугопластичной, мягкопластичной консистенций, а также песчаные и крупнообломочные вечномерзлые с глинистым заполнителем. Криогенная текстура слоистая и шлировая |
III | Просадочные | 0,1 0,4 | Торфяные и глинистые текучепластичной и текучей консистенций, в том числе крупнообломочные и песчаные вечномерзлые при наличии прослоек или линз льда толщиной до 0,1 м или их суммарной толщиной до 0,3 м в пределах одного метра. Криогенная текстура слоистая, шлировая и сетчатая |
IV | Сильнопросадочные | 0,4 | Глинистые текучей консистенции и торфяные отложения, в том числе крупнообломочные и песчаные грунты с включением подземного льда толщиной более 0,1 м в виде отдельных прослоек или их суммарной толщиной более 0,3 м в пределах одного метра. Криогенная текстура слоистая, шлировая, сетчатая и атакситовая. |
IVа | - | - | Все рыхлые при наличии пластовых льдов мощностью более 0,4 м и полигонально-жильных льдов независимо от их влажности |
________________
* Значения устанавливают в соответствии с указаниями СНиП II-18-76** по данным инженерно-геологических изысканий и испытаний грунтов.
** Действует СНиП 2.02.04-88. Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.
Индивидуально необходимо проектировать, кроме предусмотренных в СНиП II-39-76 (п.3.18) и в других разработанных в его развитие нормативных документах, следующие конструкции: