1.1. Нормы и правила настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых улиц, дорог и площадей населенных мест (городов, поселков городского типа и сельских населенных мест).
1.2. Нормы содержат требование на проектирование основных элементов улиц, дорог и площадей населенных мест:
проезжие части (включая земляное полотно);
тротуары, пешеходные дорожки, посадочные площадки на линиях общественного транспорта;
велосипедные дорожки;
зеленые насаждения, разделительные полосы и островки;
автомобильные стоянки;
инженерные подземные сети;
водостоки и снегоудаление;
дренажи.
1.3. Классификацию улиц, дорог и площадей по транспортно-эксплуатационным и планировочным показателям и установление общих ширин улиц и дорог в пределах красных линий застройки осуществляют в соответствии с главой СНиП II-К.2-62.
1.4. Состав, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения проектов и смет, по которым осуществляют строительство новых, а также расширяемых или переустраиваемых улиц, дорог и площадей, определены инструкцией по разработке проектов и смет.
1.5. При проектировании улиц, дорог и площадей населенных мест, расположенных в районах Крайнего Севера, вечной мерзлоты и в сейсмических районах, а также в условиях особых свойств грунтов (макропористых, засоленных и проч.), необходимо учитывать дополнительные требования соответствующих норм и технических условий.
1.6. Улицы и дороги населенных мест по своему назначению разделяют согласно табл.1.
Таблица 1
Улицы и дороги населенных мест
Наименование улиц и дорог | Основное назначение улиц и дорог |
Скоростные дороги | Скоростная транспортная связь удаленных районов населенного места между собой, с крупными промышленными районами за пределами населенного места и с автомобильными дорогами общей сети с развязкой движения в разных уровнях и обеспечением непрерывности движения транспорта |
Магистральные улицы: | |
общегородского значения | Транспортная связь между жилыми, промышленными, складскими районами, а также с центром населенного места, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион и др.), со скоростными дорогами и автомобильными дорогами общей сети, с развязкой движения в одном или разных уровнях |
Магистральные улицы: | |
районного значения | Местные транспортные связи в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами |
Улицы и дороги местного движения: | |
жилые | Транспортная и пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами |
промышленных и складских районов | Транспортная и пешеходная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами |
проезды | Транспортная связь внутри микрорайонов и с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов |
Пешеходные дороги | Пешеходная связь в микрорайонах и жилых районах с местами приложения труда, отдыха и общественными центрами, пунктами культурно-бытового обслуживания, с остановочными пунктами общественного транспорта. Прогулочные аллеи в парках и лесопарках |
Примечание. Отсутствующие в настоящей главе СНиП расчетные параметры, конструктивные решения и другие данные для дорог населенных мест следует принимать согласно главе СНиП II-Д.5-62. |
1.7. Расстояние от края проезжей части скоростной дороги до границы жилой застройки следует принимать не менее 50 м с обязательным устройством озелененных полос.
1.8. Пересечения скоростных дорог с другими улицами и дорогами, а также пропуск пешеходов через скоростные дороги устраивают только в разных уровнях.
На первую очередь строительства на скоростных дорогах допускают устройство отдельных пересечений в одном уровне при условии выделения резервных территорий, обеспечивающих устройство в последующем развязки движения в разных уровнях.
Транспортное обслуживание застройки, ближайшей к скоростной дороге, осуществляют путем устройства отдельных проезжих частей с односторонним направлением местного движения с каждой стороны дороги.
1.9. Проезды в микрорайонах следует проектировать с учетом их использования в период строительства для доставки строительных материалов и конструкций, обеспечивая возможность монтажа зданий с транспортных средств, в соответствии с указаниями III части СНиП "Организация и технология строительного производства".
1.10. Площади, в зависимости от их назначения, разделяют согласно табл.2.
Таблица 2
Виды площадей
Наименование | Назначение площадей |
Главные площади населенного места | Преимущественно для движения транспорта, обслуживающего административные и общественные здания и сооружения, расположенные в пределах площади, а также для проведения демонстраций и парадов |
Площади жилых и промышленных районов | Преимущественно для развязки движения в местах скопления транспорта |
Площади перед театрами, клубами, стадионами и другими общественными зданиями | Для подъездов и подходов к общественным зданиям и сооружениям и быстрой эвакуации зрителей и посетителей из них, а также для пропуска пешеходных потоков и размещения стоянок автомобильного транспорта |
Площади у торговых зданий и рынков | Для обеспечения удобных подъездов и подходов к торговым зданиям и размещения стоянок автомобильного транспорта |
Вокзальные площади | Для обеспечения необходимого транспортного и пешеходного движения с устройством подъездов и подходов к зданиям вокзалов (железнодорожных, автодорожных, морских и речных), а также для размещения стоянок автомобильного транспорта и остановок общественного транспорта |
Транспортные площади | Для распределения транспортных потоков в местах пересечения или слияния магистральных улиц и дорог с большой интенсивностью движения всех видов городского транспорта с пересечением транспортных и пешеходных потоков в одном и разных уровнях |
Предмостные площади | Для организации и распределения движения на подходах к мостам при выходе к ним двух или более улиц или дорог |