4.1. Эпидемиологический надзор за чумой - это комплекс мероприятий, включающий слежение за эпизоотическими проявлениями чумы в природных очагах и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, предупреждающих заражение чумой людей и антропонозное распространение инфекции.
4.2. Мероприятия по предотвращению распространения чумы из природных очагов на территории Российской Федерации и завоза ее из-за рубежа проводят в соответствии с действующими санитарными правилами по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации и другими нормативно-методическими документами.
4.3. Организацию и проведение мероприятий по эпидемиологическому и эпизоотологическому надзору за чумой в природных очагах чумы Российской Федерации осуществляют ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора во взаимодействии с другими территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологического, лечебно-профилактического и ветеринарного профиля.
4.4. Управление деятельностью ФГУЗ "Противочумная станция" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.5. ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора организует и контролирует проведение противочумными станциями эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации, совместно с ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора проводит оценку и прогнозирование эпидемиологической обстановки по чуме в стране.
4.6. Научно-методическую, практическую и консультативную помощь по вопросам профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории природных очагов чумы осуществляют курирующие научно-исследовательские противочумные институты. ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора является головным по проблеме "Чума".
4.7. Организацию мероприятий по эпиднадзору за чумой и контроль за их выполнением в войсках и на территориях дислокации армии, а также на объектах федеральных органов исполнительной власти, на которые, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возложено осуществление ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечивают противочумные учреждения соответствующих министерств и ведомств.
4.8. Объем, характер и направленность профилактических мероприятий определяется результатами эпизоотологического обследования и прогнозом эпизоотической и эпидемической ситуации по чуме в конкретных природных очагах, на основании чего осуществляется планирование мероприятий на последующий год. План после согласования с курирующим противочумным институтом направляется на согласование во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, затем утверждается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
4.9. Управления Роспотребнадзора в регионах с природными очагами чумы планируют проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение эпидемических проявлений чумы, выноса инфекции за пределы природного очага. Комплексный план противочумных мероприятий составляет Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с участием противочумного учреждения сроком на 5 лет с ежегодным корректированием (схема комплексного плана дана в прилож.1).
4.10. При выраженном обострении эпизоотической и эпидемической обстановки решение о перераспределении сил и средств противочумных станций на федеральном уровне принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предложению ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.
4.11. Оценку уровня потенциальной эпидемической опасности активизации природных очагов чумы, как чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющую международное, национальное, региональное, местное значение осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб".
4.12. Для осуществления научно-методической, консультативной и практической помощи в работе противочумных станций региональные НИПЧИ назначают кураторов противочумных станций из числа наиболее квалифицированных специалистов института, кандидатуры которых рассматриваются ученым советом института и утверждаются приказом директора института. В состав кураторской группы входят эпидемиолог, зоолог, бактериолог (вирусолог), паразитолог. При необходимости на станцию направляются сотрудники института других специальностей. Посещение кураторами противочумных станций должно быть приурочено к обследовательскому сезону, к расширенным заседаниям научно-производственного совета. Кроме того, выезд кураторов желателен при обострении эпизоотической ситуации, возникших эпидемических проявлениях чумы или иных нестандартных ситуациях.
Кураторы осуществляют работу во взаимодействии с начальником или полномочным представителем станции и руководителями территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения.
Начальник станции обязан обеспечить условия работы кураторов и доводить их рекомендации до сведения всех специалистов.
По результатам посещения противочумной станции кураторы представляют начальнику противочумной станции и директору курирующего института справку о проведенной работе с замечаниями и предложениями по улучшению работы, копия направляется в адрес ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора. Куратор при посещении временных сезонных формирований обязан заносить в специальный журнал свои замечания и рекомендации (функциональное закрепление противочумных станций за курирующими их противочумными институтами приведено в прилож.2).