ТР 192-08
Технические рекомендации
по устройству оснований внутриквартальных дорог, в т.ч. при неблагоприятных гидрогеологических условиях, наличии подземных инженерных сетей, траншей, котлованов
Дата введения 2009-01-01
РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой".
Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских, опытно-производственных работ, анализа отечественного опыта строительства и эксплуатации внутриквартальных дорог различного назначения.
Рекомендации направлены на совершенствование нормативной базы, на строительство внутриквартальных дорог, повышение качества, снижение стоимости устройства дорог за счет внедрения новых технологий и материалов.
Рекомендации разработаны канд. техн. наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега, ст. науч. сотр. В.Ф.Деминым, мл. науч. сотр. Н.Н.Маныловой (ГУП "НИИМосстрой"), инж. Г.М.Животинским (ОАО "Мосинжстрой"), инж. Л.И.Зинченко (ООО "Оптим инжиниринг").
Технические рекомендации согласованы с ОАО "Гордорстрой", ОАО "Инждорстрой".
УТВЕРЖДЕНЫ
Начальник Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриев 25 декабря 2008 г.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ
1.1 Настоящие рекомендации распространяются на устройство различных оснований внутриквартальных дорог с учетом неблагоприятных гидрогеологических условий, подземных инженерных сетей, траншей и котлованов с использованием современных строительных материалов и изделий, а также машин и механизмов.
1.2 В рекомендациях приведены предлагаемые конструкции оснований для внутриквартальных дорог, требования к материалам для устройства различных конструктивных слоев и изделиям, технология их устройства.
1.3 В технических рекомендациях обобщен опыт устройства и эксплуатации внутриквартальных дорог строительными организациями г.Москвы.
1.4 Технические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующих нормативных документов на устройство дорожных конструкций в г.Москве, альбома типовых конструкций СК 6101 "Внутриквартальные дороги и улицы. Часть 2", строительными нормами и правилами СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
1.5. Технологический процесс сооружения основания внутриквартальных дорог включает следующие этапы:
- возведение земляного полотна;
- устройство подстилающего (морозозащитного) слоя;
- установка дождеприемных и смотровых колодцев;
- установка бортовых камней;
- устройство оснований.
1.6. В соответствии с требованиями проекта или указаниями настоящих технических рекомендаций в различных технологических слоях могут быть использованы геотекстиль или геосинтетика (геосетки).
2.1 До начала работ по устройству земляного полотна предварительно должны быть выполнены: расчистка площади строительства, снятие и складирование плодородного слоя почвы, прокладка подземных сетей, попадающих в зону строительства дорог; разработка выемок и возведение насыпей с послойным разравниванием и уплотнением грунта до установленных пределов.
2.2 Обеспечение прочности и устойчивости земляного полотна, выбор грунтов для его сооружения должны быть предусмотрены проектом.
2.3 Разработка выемок должна начинаться, как правило, с пониженных мест рельефа. В период строительства, при необходимости, следует обеспечить отвод поверхностных вод и зоны производства работ.
2.4 Для возведения насыпей рекомендуется применять песчаные грунты, за исключением недренирующих мелких и пылеватых песков, и супеси легкие крупные, для которых содержание частиц размером 2-0,25 мм составляет более 50% (таблица 1, 2).
Таблица 1 - Характеристика песчаных грунтов
Вид грунта | Содержание частиц в % от общей массы сухого грунта |
1 | 2 |
Песок гравелистый | Масса частиц крупнее 2 мм составляет более 25% |
Песок крупный | Масса частиц крупнее 0,5 мм составляет более 50% |
Песок средней крупности | Масса частиц крупнее 0,25 мм составляет более 50% |
Песок мелкий | Масса частиц крупнее 0,1 мм составляет более 75% |
Песок пылеватый | Масса частиц крупнее 0,1 мм составляет менее 75% |
Таблица 2 - Характеристика грунтов
Вид грунта | Разновидности грунтов | Содержание песчаных частиц размерами от 2 до 0,5 мм, % по массе | Число пластичности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Супесь | Легкая крупная |
| 1 |
Легкая |
| ||
Пылеватая | 20-50 | ||
Тяжелая пылеватая |
| ||
Суглинок | Легкий |
| 7 |
Легкий пылеватый |
| ||
Тяжелый |
| 12 | |
Тяжелый пылеватый |
| ||
Глина | Песчанистая | 40 | 1 |
Пылеватая | меньше, чем пылеватых разм. 0,005-0,05 мм | 17 | |
Жирная | не нормируется |
|
2.5 Глинистые грунты допускается применять для отсыпки нижней части насыпи.
2.6 При возведении насыпей из неоднородных грунтов отсыпка должна производиться послойно в следующем порядке: менее дренирующие грунты укладываются в нижнюю часть насыпи, более дренирующие - в верхние слои. Применение грунтов различных видов в одном слое насыпи не допускается.
В отдельных случаях для защиты насыпи от воздействия грунтовых вод в нижней ее части устраивают отдельные слои из хорошо дренирующихся грунтов или укладывают геотекстиль, геосинтетику с подложкой.
2.7 Верхнюю часть земляного полотна дороги на 1,2 м от поверхности цементобетонного покрытия и на 1,0 м от поверхности асфальтобетонного покрытия следует сооружать из непучинистых или слабопучинистых грунтов (песчаные или легкие супесчаные грунты) (таблицы 1, 2). При отсутствии таких грунтов необходимо по земляному полотну устраивать прослойки из геотекстиля или геосеток с подложкой из геотекстиля.
2.8 Влажность песчаных и глинистых грунтов, укладываемых в насыпь и подлежащих уплотнению, должна быть оптимальной () или близкой к ней. Если естественная влажность применяемых глинистых грунтов ниже 0,9
и песков менее 4%, следует производить дополнительное их увлажнение до получения оптимальной влажности.
2.9 Максимальная допустимая влажность грунтов (), применяемых для устройства насыпи, при которой будет обеспечена требуемая плотность, может быть определена по формуле:
,
- коэффициент "переувлажнения", принимаемый по таблице 3;
- оптимальная влажность для данного грунта.
Таблица 3 - Допустимый коэффициент "переувлажнения" грунта
Наименование грунта | Оптимальная влажность, % | Коэффициент "переувлажнения" |
1 | 2 | 3 |
Пески пылеватые, супеси легкие крупные | 8-12 | 1,35 |
Супеси легкие и пылеватые | 9-15 | 1,25 |
Супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие и легкие пылеватые | 12-17 | 1,15 |
Суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые | 16-23 | 1,05 |
2.10 Для устройства насыпей могут быть применены также отходы промышленных предприятий (шлаки, горелые формовочные земли, золошлаковые смеси). Слои насыпи, в которые могут укладываться отходы, зависят от их состава, местных условий и определяются проектом.
2.11 Отсыпка грунта в насыпь производится слоями от краев к середине. Для обеспечения требуемого уплотнения краев насыпи ширина отсыпки (корыта) увеличивается на 0,5 м с каждой стороны.
Отсыпка, разравнивание, уплотнение каждого слоя производится с соблюдением продольных и поперечных уклонов.
Толщина слоя отсыпки должна соответствовать заданной толщине технологического слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение, принимаемого в зависимости от типа грунта при его влажности, близкой к оптимальной (таблица 4).
Таблица 4 - Коэффициент запаса на уплотнение грунтов при оптимальной влажности
Наименование грунта | Оптимальная влажность, % | Коэффициент запаса на уплотнение |
1 | 2 | 3 |
Песок крупный и гравелистый | 6 | 1,3 |
Песок средней крупности | 8 | 1,3 |
Песок мелкий и пылеватый | 10 | 1,4 |
Супесь легкая | 9-11 | 1,25 |
Супесь пылеватая | 9-13 | 1,3 |
Суглинок легкий | 14-16 | 1,2 |
Суглинок тяжелый | 16-18 | 1,2 |
Глина пылеватая | 18-20 | 1,15 |
2.12 При отрицательных температурах возведение насыпей допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпаемого грунта до требуемого значения плотности.
Насыпи, как правило, должны возводиться из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпанного грунта. Допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (таблицы 5, 6).