4.3 Планирование
Общие указания - Планирование Планирование является самым важным фактором реализации организацией своей экологической политики, а также создания, внедрения и поддерживания функционирования системы экологического менеджмента. Процесс планирования должен включать в себя следующие элементы: а) идентификацию экологических аспектов и определение самых значимых из них; b) идентификацию применимых законодательных требований и других требований, которые организация обязалась выполнять; с) установление внутренних критериев результативности, если это необходимо; d) постановку экологических целей и задач и разработку программы (программ) по достижению этих целей и выполнению задач. Таким образом, процесс планирования может помочь организации сосредоточить основные ресурсы в тех областях, которые наиболее важны для достижения поставленных целей. Данные, полученные в процессе планирования, могут быть также использованы при разработке или совершенствовании других элементов системы экологического менеджмента, таких, как подготовка (обучение) кадров, управление операциями, мониторинг и измерения. Планирование - постоянный процесс, который реализуется при разработке и внедрении элементов системы экологического менеджмента для их поддерживания и улучшения с учетом изменяющихся обстоятельств, а также "входов" и "выходов", системы экологического менеджмента. В процессе планирования организации следует рассмотреть вопрос о том, каким образом следует измерять и оценивать результативность в отношении выполнения обязательств, определенных экологической политикой, достижения целей и выполнения задач, а также соблюдения других критериев результативности. Один из подходов, который может оказаться полезным, заключается в установлении показателей результативности в процессе планирования. Примечание - Руководство по показателям результативности и их оценке приведено в 4.3.3.3 и 4.5.1 настоящего стандарта и ИСО 14031 [10]. |
4.3.1 Экологические аспекты
4.3.1.1 Общее представление
Эффективная система экологического менеджмента начинается с понимания того, как организация может взаимодействовать с окружающей средой (см. 4.3.1.2). Элементы деятельности организации, продукции и услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой, называют экологическими аспектами. Примерами являются сбросы, выбросы в атмосферу, расходование или повторное использование материалов, а также шумовое воздействие. При внедрении системы экологического менеджмента организации следует идентифицировать экологические аспекты, которые она может контролировать и на которые она может влиять (см. 4.3.1.3).