7.3.1.1 Законодательство возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он организует работу и своими действиями вовлекает работников в эту работу.
Работодатель и руководители высшего звена добиваются единства цели организации и путей достижения этой цели, соблюдения общих для работников организации ценностей, убеждений и норм, поддержания социально-психологического климата в организации, при котором работники полностью вовлекаются в решение задач организации. Руководящая роль работодателя направлена на создание результативной системы управления охраной труда. Она позволяет ему:
- определять цели;
- выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы;
- содействовать планированию работ;
- повышать ответственность руководителей всех уровней за результаты деятельности;
- обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может столкнуться во время работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веществами и материалами, в его распоряжении должна быть информация (в объеме и формате, установленном соответствующими международными организациями) обо всех опасных свойствах данных веществ и мерах по безопасному обращению с ними;
- организовывать работу по обеспечению безопасности труда;
- повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;
- сводить к минимуму действие субъективных факторов.
7.3.1.2 Структура организации представляет собой совокупность подразделений, между которыми существуют взаимосвязи, обеспечивающие достижение целей организации. Структура организации зависит от:
- целей и задач организации;
- видов экономической деятельности и размеров организации;
- характера производственных и управленческих функций;
- факторов внутренней и внешней среды.
Разработка структуры необходима для обеспечения деятельности организации. От структуры организации зависит эффективность ее деятельности и достижение высоких результатов. Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм.
7.3.1.3 При формировании системы управления охраной труда следует устанавливать структуру организации и процессы обеспечений охраны труда, а также учитывать принятые на начальных этапах решения по:
- управлению охраной труда, признанной на всех уровнях;
- определению и доведению до работников обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые определяют, оценивают или оптимизируют опасности и риски;
- проведению, при необходимости, эффективного и оперативного контроля за охраной труда работников;
- сотрудничеству, обмену информацией между работниками, включая их представителей;
- соблюдению принципов построения систем управления охраной труда, содержащихся в ГОСТ 12.0.230, в стандартах или в программах по охране труда, за выполнение которых отвечает руководство организации;
- определению и выполнению концепции и целей по обеспечению охраны труда в организации;
- установлению эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков для обеспечения повышения безопасности работников в течение всего трудового процесса;
- разработке программ улучшения и оздоровления условий труда в организации;
- обеспечению эффективных мер по вовлечению всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в работу по обеспечению охраны труда в организации;
- предоставлению необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.