ВСН 178-74
----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Технические указания по проектированию и производству буровзрывных работ при сооружении земляного полотна
Дата введения 1974-05-01
ВНЕСЕНЫ ЦНИИСом Минтрансстроя
УТВЕРЖДЕНЫ Техническим управлением Минтрансстроя 4 марта 1974 г.
ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
ВМ - Взрывчатые материалы.
ВВ - Взрывчатые вещества.
СВ - Средства взрывания.
ДШ - Детонирующий шнур.
ЭДЗД - Электродетонатор замедленного действия.
ЭДКЗ - Электродетонатор короткозамедленного действия.
ЭДМД - Электродетонатор мгновенного действия.
КЗДШ - Детонационное реле короткозамедленного действия.
КЗВ - Короткозамедленное взрывание.
ЛНС - Линия наименьшего сопротивления.
РЛС - Расчетная линия сопротивления.
ЛЭП - Линия электропередачи.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие Технические указания являются первым ведомственным нормативным документом, обобщающим накопленный опыт в области проектирования и производства буровзрывных работ при сооружении земляного полотна железных и автомобильных дорог.
Указания содержат требования к организации буровзрывных работ, способам, технологии и средствам их производства, а также к разработке соответствующей технической документации на стадиях проектирования и строительства и предусматривают использование наиболее эффективных шарошечного и ударно-вращательного способов бурения, новейшей буровой техники, разнообразных приемов управления действием взрыва зарядов.
В приложениях к Указаниям приведены "Рекомендации по проектированию и производству буровзрывных работ для условий сооружения земляного полотна в вечномерзлых грунтах" и "Рекомендации по проектированию и производству контурного взрывания скальных выемок".
В Указаниях не отражены требования техники безопасности. При производстве буровзрывных работ необходимо руководствоваться действующими нормативными и регламентирующими документами: СНиП III-A.11-70 "Техника безопасности в строительстве"; "Едиными правилами безопасности при взрывных работах"; "Едиными правилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом"; "Правилами техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна"; "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве буровзрывных и скальных работ на строительстве вторых путей" (ВСН 175-71).
Указания разработаны отделением земляного полотна и верхнего строения пути Всесоюзного научно-исследовательского института транспортного строительства с участием Всесоюзного треста "Трансвзрывпром" и проектного института Мосгипротранс и согласованы Главным горнотехническим инспектором Минтрансстроя.
Работа выполнена канд. техн. наук Е.Ю.Бродовым. "Рекомендации по проектированию и производству буровзрывных работ для условий сооружения земляного полотна в районах вечной мерзлоты" составлены канд. техн. наук М.И.Оноцким и инж. М.А.Басистовым.
Зам. директора института | Г.Хасхачих |
Руководитель отделения земляного полотна и верхнего строения пути | Б.Цвелодуб |
§ 1. Общие положения
1.1. Буровзрывные работы на скальных участках трассы железных и автомобильных дорог необходимо производить в процессе сооружения земляного полотна - при устройстве выемок и кюветов, нагорных и водоотводных канав, насыпей в основании косогоров и прижимов, разработке резервов или притрассовых карьеров для возведения насыпей из скальных пород, разработке котлованов под опоры контактной сети. Взрывной способ работ применяют также при возведении насыпей на болотах, рыхлении сезонно- и вечномерзлых грунтов, корчевке пней.
1.2. Вопросы организации буровзрывных работ должны быть отражены в проекте организации строительства на стадии разработки технического проекта. При этом должны быть определены:
а) покилометровый перечень объектов взрывных работ с указанием их объемов;
б) технология и методы производства взрывных и буровых работ на объектах, выбранные в зависимости от характеристики объектов и местных условий;
в) величины относительного выброса породы в процентах от проектного объема выемок, устройство которых намечено осуществлять взрывами на выброс;
г) потребное количество ВВ и СВ, рабочей силы, буровых и других машин и оборудования для строительства в целом*;
________________
* Указанные средства и силы определяют приблизительно по этапам календарного плана и уточняют при составлении рабочих чертежей.
д) календарный график выполнения буровых и взрывных работ на объектах строительства.
На стадии разработки технического проекта должны быть также намечены и согласованы с МПС или Дорогой-заказчиком и с другими организациями, интересы которых затрагиваются при строительстве, специальные меры и работы, необходимые для осуществления взрывов (предоставление "окон", перенос железнодорожных устройств и т.п.). Согласование должно быть оформлено документально. Выделение требуемого числа "окон" должно быть. обеспечено МПС к началу строительства и гарантировано Дорогой по генеральному договору с Генподрядчиком.
1.3. Снабжение объектов взрывных работ электроэнергией и сжатым воздухом следует предусматривать преимущественно от передвижных электростанций и компрессоров.
§ 2. Исходные данные для организации буровзрывных работ на строительстве
1.4. Исходными материалами для организации буровзрывных работ на строительстве должны являться следующие данные изысканий:
а) характеристика инженерно-геологических условий по массивам;
б) описание климатических и метеорологических условий по участкам проектируемой дороги с отличающимся климатом;
в) план местности в районе объектов взрывных работ;
г) характеристика уширяемых выемок (размеры, снегозаносимость, участки пучин) на участках взрывных работ при строительстве вторых путей с оценкой устойчивости откосов.
При составлении проекта организации строительства вторых путей должны учитываться также грузонапряженность железной дороги в разное время года и возможность временного перевода части грузопотока на другие направления для обеспечения непрерывности движения поездов в соответствии с требованиями ВСН 175-71.
1.5. В характеристике инженерно-геологических условий для проектирования буровзрывных работ, приводимой в записке к проекту организации строительства, необходимо указывать:
а) наименование скальных пород и их строительные группы*;
________________
* Классификация пород с разделением на группы по СНиП IV-13 изд. 1965 г. приведена в приложении 1.
б) границы залегания различных пород в массиве (в плане и разрезе в масштабе 1:100-1:200);
в) мощность слоев и элементы их залегания;
г) степень трещиноватости по зонам с разделением на весьма сильнотрещиноватые, средне- и слаботрещиноватые и практически монолитные* с данными об элементах залегания господствующих систем трещин;
________________
* Применительно к классификации, приведенной в книге "Буровзрывные работы в транспортном строительстве" ("Транспорт", 1974), утвержденной в качестве учебника для средних специальных учебных заведений Минтрансстроя, а также принятой Междуведомственной комиссией по взрывному делу.
д) степень выветрелости по зонам с качественным описанием состояния породы (дресва, щебень, разборная или слабо выветрившаяся скала);
е) максимальный уровень воды в массиве и наличие проточности.
1.6. В описании климатических и метеорологических условий должны быть указаны:
а) периоды установления отрицательных температур и их максимумов;
б) толщина (пределы) промерзающего слоя грунта;
в) наиболее дождливые периоды с количеством выпадающих осадков;
г) наибольшее число гроз за месяц.
1.7. На план местности должны быть нанесены все сооружения и подземные коммуникации в радиусе возможной опасной зоны с данными о них в объеме, достаточном для определения способа организации защиты людей и сооружений при производстве взрывных работ и определения стоимости и средств ограждений.
§ 3. Выбор видов и методов производства взрывных работ
1.8. При разработке скальных выемок и полувыемок применяют следующие основные виды взрывов: на рыхление, выброс, сброс и обрушение, а также контурное взрывание.
1.9. Назначать вид взрыва при разработке скальных выемок следует исходя из условий рельефа местности, распределения объемов земляных (скальных) масс по выемкам и насыпям, а также характеристики пород.
При поперечном уклоне местности до 40° применяют, как правило, взрывы на рыхление и выброс, а в случаях сооружения полувыемок на косогорах с углом склона от 30 до 60° - взрывы на сброс.
Для устройства полувыемок на косогорах или у речных прижимов с углом склона более 60° следует применять взрывы на обрушение.
Для образования ровных и наименее нарушенных откосов при устройстве выемок и полувыемок в благоприятных инженерно-геологических условиях (слабая трещиноватость пород, горизонтальная слоистость, разделенность на прямоугольные отдельности с вертикальным направлением плоскостей раздела, способность пород к хрупкому сколу и т.п.) следует применять контурное взрывание с предварительным щелеобразованием.
Рациональность применения контурного взрывания в породах IX-Х групп должна быть обоснована технико-экономическим расчетом.
При сооружении второго пути на раздельном полотне контурное взрывание необходимо применять для образования откоса выемки, ближнего к действующему пути, во всех случаях, когда имеется угроза повреждения эксплуатируемой выемки от воздействия взрывов.
1.10. Проведение указанных в п.1.8 основных видов взрывов следует осуществлять методом скважинных или шпуровых зарядов. Применение метода камерных зарядов при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается только для перемещения породы из выемки в кавальер и при сооружении земляного полотна на прижимах или крутых косогорах.
1.11. Для взрывания породы при доработке выемок, устройстве канав, кюветов, небольших котлованов, а также при рыхлении мерзлых грунтов следует применять метод шпуровых зарядов.
1.12. Применение взрывного способа рыхления мерзлого грунта при толщине слоя мерзлоты менее 0,5 м не допускается.
1.13. При уширении выемок под второй путь не допускается рыхление взрывами скальных пород, поддающихся разработке землеройными машинами.
§ 4. Выбор участков заложения притрассовых скальных карьеров
1.14. Притрассовые карьеры для возведения скальных насыпей следует закладывать в ближайших массивах, сложенных из легкодробимых пород* V-VII групп. Карьеры для добычи крупного камня, идущего на укрепительные работы, необходимо закладывать в слаботрещиноватых породах VII-IX групп и породах, сложенных из крупных отдельностей. Следует избегать закладки карьеров в обводненных некрепких породах (до VII группы), а также на расстоянии ближе 500 м от ЛЭП, открытых газо- и нефтепроводов, жилых и производственных зданий и других важных сооружений.
________________
* Характеристика скальных пород по дробимости приведена в п.2.17.
§ 5. Выбор способов бурения скважин
1.15. Для образования скважин следует назначать:
а) шарошечный способ бурения - в некрепких (V-VI групп), среднекрепких (VII-VIII групп) и в крепких (IX группы) малоабразивных* породах, а также в породах с нескальными прослоями и в нескальных мерзлых и моренных грунтах, содержащих твердые включения;
________________
* Классификация пород по абразивным свойствам приведена в приложении 2.
б) ударно-шарошечный (с погружным ударником и шарошечным долотом), пневмоударный (с погружным ударником) и ударно-вращательный (с выносным ударником) способы бурения - в среднекрепких, крепких и весьма крепких породах (VIII-XI групп);
в) вращательный способ бурения - в мерзлых и полускальных (IV-V групп) грунтах.
§ 6. Выбор взрывчатых веществ
1.16. Для производства взрывных работ разрешается применять только ВВ и СВ, на которые имеются ГОСТы или утвержденные в установленном порядке технические условия, а также журнальные постановления Госгортехнадзора СССР.