Статус документа
Статус документа

Классификация дефектов рельсов НТД/ЦП-1-93

2. Структура кодового обозначения дефектов рельсов

2.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:

первая цифра кода определяет вид дефекта рельсов и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);

вторая цифра определяет разновидность дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;

третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса. Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.

2.2. Вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами:

1. отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2. поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;

3. продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;

4. пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);

5. дефекты и повреждения шейки рельса;

6. дефекты и повреждения подошвы рельса;

7. изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);

8. изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9. прочие дефекты и повреждения рельса.

2.3. Разновидность дефекта рельсов, определяемая основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:

1. дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;

2. дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;

3. дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;

4. дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

5. дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;

6. дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);

7. дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;

8. дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;

9. дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;