2.1. Все дефекты рельсов в классификации кодированы трехзначным числом. Использована следующая структура кодового обозначения:
первая цифра кода определяет вид дефекта рельсов и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва);
вторая цифра определяет разновидность дефекта рельсов с учетом основной причины его зарождения и развития;
третья цифра указывает на место расположения дефекта по длине рельса. Первые две цифры кода дефектов рельсов отделяются от третьей цифры точкой.
2.2. Вид дефекта и место его появления по элементам сечения рельса (головка, шейка, подошва) определяются цифрами:
1. отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;
2. поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;
3. продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;
4. пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);
5. дефекты и повреждения шейки рельса;
6. дефекты и повреждения подошвы рельса;
7. изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);
8. изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
9. прочие дефекты и повреждения рельса.
2.3. Разновидность дефекта рельсов, определяемая основной причиной его зарождения и развития (второй знак), обозначается цифрой:
1. дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;
2. дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек-строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;
3. дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;
4. дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;
5. дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения поездов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;
6. дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т.п.);
7. дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями технологии сварки рельсов;
8. дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;
9. дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;