ГОСТ Р ЕН 547-1-2008
Группа Г07
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность машин
РАЗМЕРЫ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Часть 1
Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине
Safety of machinery. Human body measurements. Part 1. Principles for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery
ОКС 13.110
13.180
ОКСТУ 0012
Дата введения 2010-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Экспериментальный научно-исследовательский институт металлорежущих станков" (ОАО "ЭНИМС") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 70 "Станки"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 427-ст
4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 547-1:1996 "Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 1. Принципы определения размеров проемов, обеспечивающих полный доступ человека к машине" ("Safety of machinery - Human body measurements - Part 1: Principles for determining the dimensions required for openings for whole body access into machinery").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие национальные стандарты Российской Федерации, приведенные в дополнительном приложении С
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Настоящий стандарт разработан как гармонизированный с европейским стандартом ЕН 547-1:1996 и соответствует основным требованиям безопасности Директив Европейского Союза и связанным с ними нормам EFTA.
Настоящий стандарт является стандартом типа В в соответствии с ЕН 292-1:1991 и ЕН 1070:1998.
Основополагающим стандартом, устанавливающим принципы, которыми должен руководствоваться конструктор машины для учета эргономических факторов, является ЕН 614-1 "Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы".
Настоящий стандарт - один из эргономических стандартов по безопасности машин устанавливает, как эти принципы следует применять при конструировании проемов для прохода человека всем телом.
Настоящий стандарт содержит информацию, которую изготовитель должен предоставить в распоряжение пользователя.
Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов для доступа человека к рабочим местам у машин с соблюдением требований безопасности, указанных в ЕН 292-1. Основой при расчете размеров проемов являются значения антропометрических данных, содержащиеся в ЕН 547-3, которые получены в результате статических измерений неодетых людей и не учитывают движения человека, одежду, снаряжение, специфические условия для машины, условия окружающей среды и т.п. Для обеспечения безопасности с учетом требований эргономики и вышеуказанных факторов в приложении А даны поправки, увеличивающие высоту и ширину проемов. Настоящий стандарт показывает, как антропометрические данные следует дополнять соответствующими поправками.
Настоящий стандарт разработан, в первую очередь, для рабочих мест стационарных машин, для подвижных машин могут быть установлены дополнительные требования.
Антропометрические данные определены из расчета 95% или 99% ожидаемого контингента пользователей. Данные из расчета 99% следует применять для аварийных выходов.
Ситуации, в которых необходимо преграждать людям доступ к опасным местам, рассмотрены в ЕН 294.
Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные (региональные) стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных (региональных) стандартов или изменения к ним действительны для настоящего стандарта только введением изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
ЕН 292-1 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основная терминология, методология
ЕН 294 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону
ЕН 547-3 Безопасность машин. Размеры тела человека. Часть 3. Антропометрические данные
EH 614-1 Безопасность оборудования. Эргономические принципы конструирования. Часть 1. Термины, определения и общие принципы
Настоящий стандарт устанавливает размеры проемов, соответствующие различным положениям тела человека.
Чтобы получить эти размеры, необходимо к основным параметрам тела человека (антропометрическим данным) прибавить поправки, обеспечивающие человеку незатрудненный и безопасный полный доступ к машине. Следует учитывать также аспекты, специфические для оператора и условий работы.
При этом особое значение имеют следующие критерии:
a) возможность свободного прохода человека в зависимости от:
- вида одежды, например легкая или тяжелая одежда;
- ношения инструмента, например, с целью обслуживания или ремонта;
- ношения дополнительного оснащения такого, как защитная одежда, средства индивидуальной защиты или переносные источники света;
- требований, связанных с деятельностью, например поза, вид или скорость передвижения, условия видимости, применение силы;
- частоты и длительности деятельности;
- длины проходов, например проходов в виде туннелей или переходов через относительно тонкие стенки (стенки емкостей) с пространством для передвижения на выходе;
- наличия пространства для передвижения, позволяющего быстрый уход из опасной зоны;
- расположения и величины приспособлений для поддержки тела человека, например ступенек, поручней;
b) окружающие условия (например, темнота, жара, шум, влажность);
c) степень опасности во время работы.
Поправки, которые требуются для учета этих факторов, зависят от вида машины и способа ее применения.
Приложение А содержит информацию для практического применения положений настоящего стандарта.
Приложение В содержит информацию о буквенных обозначениях размеров проемов и параметров тела человека, примененных в настоящем стандарте.
Проем для прохода - отверстие, которое делает возможным передвижение или вход человека всем телом для выполнения мероприятий по повсеместному обслуживанию, наблюдению за ходом процесса и контролю результатов.
Настоящий стандарт устанавливает минимальные, а не оптимальные размеры проемов. При малейшей возможности эти размеры следует увеличивать из соображений безопасности.
Проемы для прохода должны также быть достаточно большими, чтобы обеспечивать быстрый выход в случае опасности.