Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.002-2009 Рекомендации по защите от коррозии конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков

     Раздел 9. Выбор систем лакокрасочных покрытий и материалов


При восстановлении защитных покрытий конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков применяют системы лакокрасочных покрытий, прошедшие ускоренные испытания по ГОСТ 9.401 для групп условий эксплуатации УХЛ, ХЛ или ОМ по ГОСТ 9.104 для макроклиматических районов и категорий размещения 1 и 2 по ГОСТ 15150 и имеющие положительные заключения аккредитованной испытательной лаборатории о проверке качества материалов с указанием срока службы покрытия.

Метод ускоренных климатических испытаний выбирают по ГОСТ 9.401 в зависимости от условий эксплуатации по ГОСТ 9.104 и типа атмосферы по ГОСТ 15150. Характеристики методов ускоренных испытаний лакокрасочных покрытий для мостовых сооружений приведены в приложении 3.

Некоторые системы лакокрасочных покрытий, прошедшие ускоренные испытания, имеющие положительные заключения аккредитованных испытательных лабораторий и рекомендованные для защиты металлоконструкций мостовых сооружений, даны в СТО-001-2006 "Стандарт организации. Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания".

Значительное количество лакокрасочных материалов различных производителей, которые можно использовать для восстановления покрытий мостовых сооружений, включено в ГОСТ 9.401.

При изменении рецептуры серийных лакокрасочных материалов и технологических процессов получения лакокрасочных материалов и покрытий проводят ускоренные испытания по ГОСТ 9.401.

Для определения срока службы покрытий, полученных на основе новых лакокрасочных материалов, проводят ускоренные испытания по ГОСТ 9.401 или испытывают их в атмосферных условиях по ГОСТ 6992.

Системы лакокрасочных покрытий, применяемые при восстановлении защитных покрытий, назначают в проектной документации в зависимости от установленного нормативного срока службы покрытия, условий эксплуатации, типа и состояния старого защитного покрытия, коррозионного состояния металла защищаемой конструкции.

При восстановлении применяют системы покрытий, которые обладают долговечностью, то есть способностью сохранять заданные свойства в течение заданного срока. При восстановлении следует применять системы лакокрасочных покрытий со сроком службы не менее:

- установленного нового нормативного срока службы защитного покрытия при полном восстановлении;

- остаточного срока службы старого защитного покрытия при локальном окрашивании.

При частичном восстановлении нормативный срок службы определяется индивидуально в зависимости от конкретных обстоятельств.

При назначении нормативного срока службы защитного покрытия учитывают эксплуатационные, экономические и технологические факторы. Задаваемый нормативный срок службы обосновывают сравнением различных вариантов (приложение М).

В связи с отсутствием систем лакокрасочных покрытий, имеющих сроки службы, сравнимые по продолжительности с межремонтными сроками проведения капитального ремонта (40-58 лет) и ремонта (23-33 года) для стальных и сталежелезобетонных мостовых сооружений, установленными Минтрансом России в 2008 году, восстановление защитных покрытий мостовых сооружений следует производить чаще, не ожидая наступления срока очередного ремонта или капитального ремонта.

Нормативный срок службы покрытия устанавливается в техническом задании в соответствии с установленными правилами и указывается в проектной документации на восстановление защитного покрытия.

Срок защиты условно делится на три диапазона:

- короткий - до 5 лет;

- средний - от 5 до 15 лет;

- длинный - свыше 15 лет.

Нормативный срок службы, соответствующий короткому диапазону срока защиты, назначают при локальном ремонтном окрашивании в случаях, когда остаточный срок службы старого покрытия не превышает 5 лет, а также в других случаях при наличии соответствующего обоснования.

Нормативный срок службы, соответствующий и среднему диапазону срока защиты, назначают, как правило, при частичном восстановлении защитных покрытий, а также при локальном ремонтном окрашивании в случаях, когда остаточный срок службы старого покрытия превышает 5 лет.

Нормативный срок службы свыше 15 лет назначают, как правило, при полном восстановлении защитных покрытий. При полном восстановлении защитных покрытий конструкций эксплуатируемых мостовых сооружений нормативный срок службы нецелесообразно назначать менее 15 лет.

Группы условий эксплуатации покрытий для различных макроклиматических районов по ГОСТ 15150 принимают по ГОСТ 9.104:

- для всех наружных поверхностей конструкций - по первой категории размещения по ГОСТ 15150 (на открытом воздухе);

- для внутренних поверхностей коробчатых балок - по второй категории размещения по ГОСТ 15150 (в оболочке комплектного изделия категории 1 в отсутствии прямого воздействия солнечного излучения).

Нормальные значения климатических факторов внешней среды принимают по ГОСТ 15150. Значения характеристик климатических факторов по ГОСТ 15150 для макроклиматических районов с различным климатом приведены в приложении И.

В приложении Г приведены сроки защиты различных покрытий в зависимости от рода пленкообразующего вещества лакокрасочных материалов, толщины слоев для различных категорий коррозии по стандарту ИСО 12944-5 при атмосферных условиях окружающей среды. Данные по срокам защиты применяемых при восстановлении систем лакокрасочных покрытий следует подтверждать результатами испытаний (протоколами) в аккредитованных испытательных лабораториях.

Степень коррозионного воздействия может быть различная для разных элементов и участков поверхности одной и той же конструкции. В таких случаях рекомендуется применять следующие поправочные коэффициенты к срокам службы систем лакокрасочных покрытий, установленных результатами испытаний:

- при малоагрессивной степени коррозионного воздействия 1.3;