Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53019-2008 Нитки швейные для изделий технического и специального назначения. Технические условия

     
Приложение Б
(справочное)

Метод прогнозирования устойчивости (выносливости) швов при действии на них многоцикловых растягивающих нагрузок, приложенных перпендикулярно к шву

     

Б.1 Ниточные швы изделий целесообразно оценивать по устойчивости к действию многоцикловых растягивающих нагрузок, имеющих значения меньше разрушающих (разрывных), но прилагаемых многократно с той или иной повторяемостью (цикличностью) и вызывающих разрушение швов. Устойчивость швов к действию многоцикловых нагрузок принято называть выносливостью, а процесс постепенного разрушения ниточного соединения называют усталостью или утомляемостью.

Б.2 Усталость или утомляемость материала или ниточного соединения - величина, обратная выносливости. Для характеристики выносливости (усталости) обычно пользуются графическим изображением зависимости числа циклов до разрушения от максимального усилия циклов (кривые усталости). Кривые усталости определяют на основе исследовательских работ с использованием пульсаторов - приборов на многократное растяжение.

Б.3 Кривые усталости швов начинаются в точке, отражающей разрывную нагрузку шва при полуцикловом растяжениии определяемой по стандартной методике (см. 6.14 и 6.15). С уменьшением растягивающих усилий кривая снижается с одновременным увеличением числа циклов до разрыва, затем кривая приближается к некоторому пределу и идет практически параллельно оси абсцисс. Горизонтальный участок кривой указывает на то, что разрушение шва не происходит при сколь угодно большом (теоретически) числе циклов растягивающих усилий. Этот горизонтальный участок называют пределом усталости.

Б.4 Исходя из пределов усталости швов (см. Б.7) к циклическим растягивающим усилиям, следует выделить:

- зону допустимых нагрузок;

- зону условно-допустимых нагрузок;

- зону недопустимых нагрузок, действующих циклично в ходе эксплуатации изделий.

Б.5 Нагрузки, составляющие 70%-90% разрывной при полуцикловом растяжении, следует считать недопустимыми ввиду того, что через сравнительно небольшое число циклов (10-500) наступает разрушение ниточного соединения.

Б.6 Нагрузки, составляющие 0,5%-0,65% разрывной, прикладываемые в ходе эксплуатации циклично, могут считаться условно-допустимыми, так как при их приложении разрушение наступает после 0,5-2 тыс циклов. Такие нагрузки могут быть признаны допустимыми при условии, что за весь плановый период эксплуатации число цикличных нагружений не превысит указанных 0,5-2 тыс. циклов, а ниточное соединение не является ответственным, то есть для тех случаев, когда временные разрушения ниточных соединений допустимы и швы можно легко восстановить при ремонте.

Б.7 Рекомендуемыми допустимыми нагрузками (0,31%-0,35% разрывной) следует считать те, которые не превышают предел усталости. Эти нагрузки не вызывают накопления усталости (утомления) и не приводят к разрушению шва при сколь угодно большом (теоретически) числе циклов, гарантирующем (превышающем) плановые сроки эксплуатации изделия (см. таблицу А.1).

Б.8 Подбор ниток и параметров выполнения швов целесообразнее всего проводить так, чтобы полуцикловая разрывная нагрузка имела трехкратный запас против эксплуатационных усилий, прикладываемых циклически.

При дополнительном ослабляющем действии других факторов износа (действие агрессивных сред, светопогода, микробиологические разрушения, истирание и пр.) запас прочности должен быть увеличен.

Б.9 Метод прогнозирования выносливости швов целесообразно применять для оценки надежности сшитых грузовых или других устройств, разрушение швов которых (даже частичное) может создать аварийную ситуацию.