Система менеджмента надежности является частью общей системы менеджмента организации. Она обеспечивает организационную структуру для стратегического управления политикой в сфере надежности, контроля функций надежности и координации всех действий в сфере надежности. Тщательная разработка планов надежности и распределение соответствующих ресурсов на ранних этапах создания продукции помогают распределить усилия для достижения поставленных целей в сфере надежности. Для обеспечения надежности продукции необходимо проводить разработку и верификацию безотказности и ремонтопригодности продукции на различных этапах процесса ее создания. Для поддерживания надежности при использовании продукции должно быть обеспечено ее соответствующее техническое обслуживание.
Для достижения целей организации в бизнесе, включая удовлетворенность потребителей, система менеджмента надежности должна обеспечить структуру жизненного цикла продукции и выполнение соответствующих программ надежности (см. 3.3, примечание 2). Жизненный цикл продукции отражает непрерывный процесс от начала создания продукции до прекращения ее использования. Процесс жизненного цикла формирует структуру соответствующих элементов и задач программы надежности.
Этапы процесса менеджмента надежности, приведенные в ГОСТ Р 51901.1, включают в себя:
- определение целей в сфере надежности;
- анализ необходимости и значимости работ в сфере надежности;
- составление стратегического плана действий для достижения поставленных целей в сфере надежности;
- выполнение выбранных задач надежности;
- анализ результатов выполнения задач надежности;
- оценку достигнутых результатов в сфере надежности для дальнейших действий по улучшению.
Этапы процесса менеджмента надежности изображены на рисунке 1. Стандарты менеджмента надежности, связанные с каждым этапом процесса, указаны в приложении D.
Стадии жизненного цикла продукции описаны в приложении В. При планировании проекта должна быть установлена взаимосвязь между стадиями жизненного цикла продукции и соответствующими процессами. Эта взаимосвязь устанавливается путем определения стадий жизненного цикла продукции (см. приложение С) во времени и формирования системы процессов жизненного цикла в функциональной области.
Стадии жизненного цикла продукции помогают назначить время для управляющих воздействий, связанных с выполнением задач программы надежности на каждой стадии жизненного цикла продукции (концепция и определение, проектирование и разработка, производство, инсталляция, эксплуатация и техническое обслуживание, распоряжение.
_______________
Установка и монтаж.
Вывод из эксплуатации, демонтаж, хранение, переработка, утилизация.
Рисунок 1 - Этапы процесса менеджмента надежности
Процессы жизненного цикла помогают идентифицировать действия руководства и технических служб, занимающихся сбором, поставкой, планированием, контролем, проектированием, конструированием и оценкой.
Система менеджмента надежности должна быть адаптирована к быстрым изменениям потребностей бизнеса. Цель гибкой инфраструктуры менеджмента надежности состоит в том, чтобы при максимальном использовании доступных ресурсов гарантировать своевременность выполнения установленных требований. Долгосрочные проекты, касающиеся надежности, могут выполняться на базе основных ресурсов. В организации могут функционировать основные группы надежности.
В контракте могут быть установлены дополнительные требования к компетентности персонала для выполнения специальных требований проекта. Для обеспечения конкурентоспособности при решении задач надежности обычно привлекают субподрядные организации, совместные предприятия, объединения исследовательских групп и др.