В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 51901.2, ГОСТ Р ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
Примечание - Некоторые термины соответствуют приведенным в [1] и [2].
3.1 надежность (dependability): Свойства готовности и влияющие на нее свойства безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности техническим обслуживанием и ремонтом.
_______________
Готовность (availability): Свойство объекта выполнять требуемую функцию при заданных условиях в заданный момент времени или в течение заданного интервала времени при условии обеспечения необходимыми внешними ресурсами зависит от сочетания свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспечения технического обслуживания и ремонта. Необходимые внешние ресурсы, не являющиеся ресурсами технического обслуживания и ремонта, не влияют на свойство готовности объекта.
Определения терминов "надежность", "безотказность", "долговечность", "ремонтопригодность" по ГОСТ 27.002 приведены в приложении Н.
Примечание - Данный термин применяют только для описания общего неколичественного свойства готовности.
3.2
менеджмент надежности (dependability management): Скоординированные действия по управлению организацией в сфере надежности. Примечание - Менеджмент надежности - часть полного менеджмента организации. [ГОСТ Р 51901.2-2005, статья 3.2] |
3.3 система менеджмента надежности (dependability management system): Система менеджмента, предназначенная для управления организацией в сфере надежности.
Примечания
1 Система менеджмента надежности - часть полной системы менеджмента организации.
2 Организационную структуру, обязанности, процедуры, процессы и ресурсы, используемые для менеджмента надежности, часто называют программой надежности.
3.4
план надежности (dependability plan): Документ, устанавливающий методы, ресурсы и последовательность действий в сфере надежности, уместные для конкретного изделия (продукции), контракта или проекта. [ГОСТ Р 51901.2-2005, статья 3.4] |
3.5 элемент программы надежности (dependability programme element): Набор задач программы надежности, имеющих отношение к конкретной сфере.
3.6 задача программы надежности (dependability programme task): Совокупность действий, управляющих отдельными аспектами надежности продукции.
3.7
продукция (product): Результат процесса. Примечания 1 Имеются четыре общие категории продукции: - услуги (например, перевозки); - программные средства (например, компьютерная программа, словарь); - аппаратные средства (например, узел двигателя); - перерабатываемые материалы (например, смазка). Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным или аппаратным средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента. Например, поставляемая продукция "автомобиль" состоит из аппаратных средств (например, шин), перерабатываемых материалов (горючее, охлаждающая жидкость), программных средств (программное управление двигателем, инструкция водителю) и услуг (разъяснения по эксплуатации, даваемые продавцом). 2 Услуга является результатом по меньшей мере одного действия, обязательно осуществляемого при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, не материальна. Предоставление услуги может включать в себя, к примеру, следующее: - деятельность, осуществленную на поставленной потребителем материальной продукции (например, автомобиль, нуждающийся в ремонте); - деятельность, осуществленную на поставленной потребителем нематериальной продукции (например, заявление о доходах, необходимое для определения размера налога); - предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний); - создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах). Программное средство содержит информацию, обычно является нематериальным и может иметь форму алгоритмов, операций или процедур. Аппаратное средство является материальным. Количество аппаратных средств выражается числовой характеристикой. Перерабатываемые ресурсы обычно являются материальными, а их количество выражается непрерывной характеристикой. Технические средства и перерабатываемые материалы часто называют товарами. 3 Обеспечение качества направлено, главным образом, на предполагаемую продукцию. 4 В контексте надежности продукция может быть простой (например, устройство, алгоритм программного обеспечения) или сложной (например, система или интегральные сети, включающие аппаратное обеспечение, программное обеспечение, операторов, средства обслуживания и их действия). [ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.4.2] |
3.8
система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. |