Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 53080-2008
(EH 13059:2002)

Группа Т34

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вибрация

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНЫХ МАШИН

Напольный транспорт

Vibration. Testing of mobile machinery in order to determine the vibration emission value. Industrial trucks



ОКС 13.160

         53.060

Дата введения 2009-09-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 183 "Вибрация и удар"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 466-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту ЕН 13059:2002* "Безопасность напольного транспорта. Методы испытаний с целью измерений параметров вибрации" (EN 13059:2002 "Safety of industrial trucks - Test methods for measuring vibratiton") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту, и изменения его структуры.

_______________     

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт устанавливает метод измерения вибрационной характеристики (испытательный код по вибрации) машин напольного транспорта, который может быть использован, в том числе, для заявления вибрационной характеристики изготовителем машин. Кроме того, результаты измерений позволяют сравнивать между собой машины разных моделей или машины одной модели, но оборудованные разными сиденьями, шинами и т.д. Настоящий стандарт не следует использовать для оценки воздействия общей вибрации на оператора машины на его рабочем месте.

Машина, для которой проводят измерения, должна быть представлена на испытания в полной комплектации, указанной изготовителем (с подъемными устройствами, аккумуляторными батареями и т.д.).

Испытания данного вида предъявляют высокие требования к точности и воспроизводимости получаемых результатов, для чего необходимо детальное описание условий испытаний. При этом стандартизуемые условия испытаний должны быть таковы, чтобы вибрация, производимая машиной в процессе испытаний, была близка к наблюдаемой на рабочем месте в условиях реального применения машины.

Для машин напольного транспорта характерны три режима работы: движение самой машины, подъем груза и работа на холостом ходу двигателя. При этом значительная вибрация воздействует на оператора только в режиме движения машины. Поэтому согласно ГОСТ 31193 испытательный код по вибрации для машин напольного транспорта включает только режим движения.

Исследования показали, что локальная вибрация, воздействующая со стороны рулевого колеса и рычага управления, обычно не превышает 2,5 м/с. Поэтому в отсутствие испытательного кода для измерений локальной вибрации в качестве параметра вибрационной характеристики машины следует принимать вышеуказанное значение.

Поскольку на практике машина работает во всех трех вышеуказанных режимах, средний уровень вибрации в течение рабочего дня будет ниже того, что может быть получен в соответствии с настоящим стандартом. Кроме того, следует учитывать, что вибрация машины может измениться, например, при оборудовании ее другим сиденьем или применением шин другого типа.

Настоящий стандарт не распространяется на вездеходные машины (см. приложение А). Причина этого заключается в том, что, хотя исследования показали возможность получения повторяемых и представительных результатов при испытаниях машин данного вида на искусственно созданном испытательном участке, для таких машин характерен высокий разброс (до 20%) результатов, полученных в разные времена года. Таким образом, для составления испытательного кода по вибрации для вездеходных машин необходим сбор дополнительной информации.

Неопределенность измерений в соответствии с методом, установленным настоящим стандартом, принята равной 0,3 измеренного параметра вибрации согласно ГОСТ 12.1.012. При расширении базы данных вибрации машин напольного транспорта эта цифра может быть уточнена.

По сравнению с примененным европейским стандартом ЕН 13059:2002 в текст настоящего стандарта внесены следующие изменения:

- в разделы 1, 3 и 11 добавлены ссылки на ГОСТ 12.1.012, чтобы показать место стандарта в комплексе стандартов по вибрационной безопасности;

- исключены ссылки на невведенные европейские и международные стандарты; в разделе 2 международные стандарты заменены соответствующими межгосударственными стандартами, добавлены ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 31193;

- в пункте 3.2 ссылка на руководство ETRTO заменена ссылкой на межгосударственный стандарт ГОСТ 8430; исключено приложение D, устанавливающее ссылки на публикации ETRTO;

- исключены ссылки на европейские Директивы и приложение ZA, устанавливающее связь европейского стандарта с Директивами ЕС;

- исключен структурный элемент "Библиография".

     1 Область применения


Настоящий стандарт, являющийся испытательным кодом по вибрации (см. ГОСТ 12.1.012), устанавливает требования к оценке общей вибрации, производимой машиной напольного транспорта (далее - машина). Общие требования к испытаниям в целях заявления и подтверждения вибрационных характеристик самодвижущихся машин, включая метод испытаний на искусственно созданном участке пути, установлены ГОСТ 31193.

Настоящий стандарт не распространяется на измерения локальной вибрации.

Настоящий стандарт распространяется на самоходные машины за исключением вездеходных (см. приложение А) и контейнеровозов-погрузчиков.

Результаты, полученные в соответствии с настоящим стандартом, не следует применять для оценки воздействия вибрации на рабочем месте оператора машины.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 8430-2003 Шины пневматические для строительных, дорожных, подъемно-транспортных и рудничных машин. Технические условия

ГОСТ ИСО 10326-1-2002 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по результатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения

ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования

ГОСТ 31193-2004 (ЕН 1032:2003) Вибрация. Определение параметров вибрационной характеристики самоходных машин. Общие требования

ГОСТ 31318-2006 (ЕН 13490:2001) Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации, передаваемой через сиденье оператора машины. Напольный транспорт

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.012 и ГОСТ 24346, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 семейство машин (truck family): Машины схожей конструкции, производящие приблизительно одинаковую вибрацию, воздействующую на оператора.

3.2 диаметр колеса (wheel diameter): Среднеарифметическое значение внешних диаметров нагруженных колес.

Примечание - Внешний диаметр колеса равен максимальному в эксплуатации размеру надеваемой шины (см. ГОСТ 8430).

3.3 шина (tyre): Приспособление, надеваемое на обод колеса машины для уменьшения износа колес и смягчения толчков при движении.

Примечание - Шины могут быть пневматическими или сплошными. Сплошные шины подразделяют на резиновые и нерезиновые (сильнонагруженные). Резиновую шину надевают на цилиндрическую или коническую поверхность, а также на обод для пневматической шины (сверхупругие шины).

3.4 основание сиденья (seat base): Поверхность, на которую устанавливают сиденье вместе с подвеской (при ее наличии).

3.5 подушка сиденья (seat pan): Поверхность сиденья, на которой сидит оператор машины.

     4 Измеряемые и вычисляемые величины


Измерению (вычислению) подлежат следующие величины:

- среднеквадратичное значение корректированного ускорения в вертикальном направлении ;

- - усредненное по измерениям в серии испытаний на достоверность полученных результатов значение , измеренное на рабочей платформе (полу) под стоящим оператором;

- - усредненное по двум операторам и по измерениям в серии испытаний на достоверность полученных результатов значение , измеренное на подушке сиденья;

- средняя скорость движения машины по испытательному участку (может быть определена непосредственно измерением скорости с помощью средства измерений, указанного в 5.2, или вычислена по измерению времени прохождения испытательного участка);

- давление в пневматических шинах;

- температура окружающего воздуха.

     5 Средства измерений

5.1 Измерения общей вибрации

5.1.1 Общие положения

Требования к средствам измерений общей вибрации - по ГОСТ 31193.

5.1.2 Датчики вибрации

Общие требования к установке датчиков вибрации - по ГОСТ 31193, пункт 6.2. При измерениях вибрации на подушке сиденья датчики устанавливают с помощью полужесткого установочного диска по ГОСТ 31193, пункт 6.2.

При проведении измерений на основании сиденья или на рабочей платформе датчики жестко закрепляют с помощью, например, резьбовой шпильки или клея. Если платформа покрыта упругим материалом, датчик можно установить посередине легкой жесткой металлической пластины размерами 300х400 мм, на которую при испытании оператор встает обеими ногами.

5.1.3 Функция частотной коррекции

При измерении общей вибрации используют функцию частотной коррекции для направления согласно ГОСТ 31191.1.

5.1.4 Интегрирование

При определении среднеквадратичного значения корректированного ускорения применяют линейное интегрирование сигнала на всем промежутке времени прохождения испытательного участка (см. 8.2).

5.2 Измерение скорости движения машины

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».