Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53052-2008 Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний

     6 Методы оценки безопасности и эргономичности конструкции

6.1 Оценку безопасности и эргономичности конструкции машины проводят по методам ГОСТ 12.2.002. Перечень определяемых показателей приведен в форме А.1 (приложение А).

6.2 При приемке машины на испытания внешним осмотром проверяют соответствие машины требованиям безопасности по показателям ГОСТ 28305 (пункт 2.4). Результаты проверки записывают в акт приемки машины на испытания и учитывают при общей оценке возможности приемки машины.

6.3 После приемки машины на испытания до начала функциональных испытаний проводят оценку безопасности машины с определением показателей методами инструментального измерения. Полученные результаты оформляют актом предварительной оценки безопасности и эргономичности конструкции машины и делают вывод о допуске машины к функциональным испытаниям.

При выявлении факторов угрозы травматизма обслуживающего персонала испытания машины прекращают (приостанавливают) до устранения недостатков.

К таким недостаткам следует относить:

- неэффективность действия рабочего и стояночного тормозов;

- несоответствие нагрузки на управляемые колеса энергетического средства в агрегате с испытуемой машиной требованиям управляемости;

- несоответствие предельного угла поперечной статической устойчивости;

- отсутствие на прицепной машине, движущейся по дорогам со скоростью более 25 км/ч, страховочных цепей или тросов;

- отсутствие на машине, в транспортном положении выступающей за габариты энергетического средства, или закрывающей его внешние световые приборы, приборов световой сигнализации и/или других устройств, обозначающих габариты машины и предусмотренных правилами дорожного движения.

6.4 После допуска машины к функциональным испытаниям при выполнении машиной технологического процесса определяют:

- безопасность управления машиной в процессе эксплуатации;

- удобство и безопасность проведения регулировок;

- устойчивость регулировок рабочих органов;

- удобство технологического обслуживания и устранения технологических отказов, в том числе эффективность очистки и самоочистки рабочих органов;

- видимость с рабочего места оператора визиров (переднего колеса, гусениц) и ориентиров движения (например, след колеса или гусеницы, намеченная линия прохода), необходимых для вождения машины;

- видимость рабочих органов, требующих визуального контроля при выполнении технологического процесса;

- специфические особенности работы оператора, связанные с эксплуатацией машины (длительное нахождение в неудобной рабочей позе);

- защиту от попадания на рабочее место оператора комков земли, порубочных остатков и стружки измельченной древесины.

6.5 Рабочую позу оценивают по времени пребывания оператора в неудобной позе, когда оператор вынужден работать с поворотом и наклоном корпуса и головы в сторону или назад при обзоре ориентиров движения, визиров и рабочих органов.

6.5.1 Оценку вынужденных (более 30° к вертикали) наклонов корпуса проводят по их числу за рабочую смену в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минздравом России [2]. Учитывают наклоны при:

- переключении органов управления машиной, когда рукоятки в своих крайних положениях расположены за пределами зон досягаемости оператора;

- поворотах корпуса и головы назад и наклонах в стороны и вперед при компенсации недостатков в обзорности с рабочего места оператора;

- техническом обслуживании машины.

6.5.2 Углы наклона и поворота корпуса измеряют с помощью любого простого приспособления (например, транспортира) в соответствии с руководством, утвержденным Роспотребнадзором Минздрава России [3].


Примечание - При выполнении действий руками на высоте не более 50 см от пола приспособление для измерения угла допускается не применять, так как в этом случае угол наклона корпуса будет более 30°.

6.5.3 Время пребывания в неудобной рабочей позе, число наклонов и поворотов определяют на основании хронометражных наблюдений за рабочую смену.

6.5.4 Длительность нахождения оператора в неудобной рабочей позе оценивают по количественной доле времени пребывания в неудобной позе в процентах к восьмичасовой смене.