6.1 Оценку безопасности и эргономичности конструкции машины проводят по методам ГОСТ 12.2.002. Перечень определяемых показателей приведен в форме А.1 (приложение А).
6.2 При приемке машины на испытания внешним осмотром проверяют соответствие машины требованиям безопасности по показателям ГОСТ 28305 (пункт 2.4). Результаты проверки записывают в акт приемки машины на испытания и учитывают при общей оценке возможности приемки машины.
6.3 После приемки машины на испытания до начала функциональных испытаний проводят оценку безопасности машины с определением показателей методами инструментального измерения. Полученные результаты оформляют актом предварительной оценки безопасности и эргономичности конструкции машины и делают вывод о допуске машины к функциональным испытаниям.
При выявлении факторов угрозы травматизма обслуживающего персонала испытания машины прекращают (приостанавливают) до устранения недостатков.
К таким недостаткам следует относить:
- неэффективность действия рабочего и стояночного тормозов;
- несоответствие нагрузки на управляемые колеса энергетического средства в агрегате с испытуемой машиной требованиям управляемости;
- несоответствие предельного угла поперечной статической устойчивости;
- отсутствие на прицепной машине, движущейся по дорогам со скоростью более 25 км/ч, страховочных цепей или тросов;
- отсутствие на машине, в транспортном положении выступающей за габариты энергетического средства, или закрывающей его внешние световые приборы, приборов световой сигнализации и/или других устройств, обозначающих габариты машины и предусмотренных правилами дорожного движения.
6.4 После допуска машины к функциональным испытаниям при выполнении машиной технологического процесса определяют:
- безопасность управления машиной в процессе эксплуатации;
- удобство и безопасность проведения регулировок;
- устойчивость регулировок рабочих органов;
- удобство технологического обслуживания и устранения технологических отказов, в том числе эффективность очистки и самоочистки рабочих органов;
- видимость с рабочего места оператора визиров (переднего колеса, гусениц) и ориентиров движения (например, след колеса или гусеницы, намеченная линия прохода), необходимых для вождения машины;
- видимость рабочих органов, требующих визуального контроля при выполнении технологического процесса;
- специфические особенности работы оператора, связанные с эксплуатацией машины (длительное нахождение в неудобной рабочей позе);
- защиту от попадания на рабочее место оператора комков земли, порубочных остатков и стружки измельченной древесины.
6.5 Рабочую позу оценивают по времени пребывания оператора в неудобной позе, когда оператор вынужден работать с поворотом и наклоном корпуса и головы в сторону или назад при обзоре ориентиров движения, визиров и рабочих органов.
6.5.1 Оценку вынужденных (более 30° к вертикали) наклонов корпуса проводят по их числу за рабочую смену в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минздравом России [2]. Учитывают наклоны при:
- переключении органов управления машиной, когда рукоятки в своих крайних положениях расположены за пределами зон досягаемости оператора;
- поворотах корпуса и головы назад и наклонах в стороны и вперед при компенсации недостатков в обзорности с рабочего места оператора;
- техническом обслуживании машины.
6.5.2 Углы наклона и поворота корпуса измеряют с помощью любого простого приспособления (например, транспортира) в соответствии с руководством, утвержденным Роспотребнадзором Минздрава России [3].
Примечание - При выполнении действий руками на высоте не более 50 см от пола приспособление для измерения угла допускается не применять, так как в этом случае угол наклона корпуса будет более 30°.
6.5.3 Время пребывания в неудобной рабочей позе, число наклонов и поворотов определяют на основании хронометражных наблюдений за рабочую смену.
6.5.4 Длительность нахождения оператора в неудобной рабочей позе оценивают по количественной доле времени пребывания в неудобной позе в процентах к восьмичасовой смене.