Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 53057-2008

Группа Т51

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Машины сельскохозяйственные

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Agricultural machinery. Methods of economic evaluation



ОКС 65.060.01

Дата введения 2009-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным научным учреждением "Российский научно-исследовательский институт по испытанию сельскохозяйственных технологий и машин" (ФГНУ "РосНИИТиМ")

2 ВНЕСЕН Министерством сельского хозяйства Российской Федерации

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 434-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные машины (далее - машины) и устанавливает методы оценки их конкурентоспособности в условиях реальной эксплуатации.

Показатель конкурентоспособности машин определяют путем проведения конкурсных испытаний по специальной программе-методике.

Стандарт распространяется на отечественные образцы серийных и рекомендованных к производству машин, а также зарубежные образцы, поступающие на отечественный рынок.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52778-2007 Испытания сельскохозяйственной техники. Методы эксплуатационно-технологической оценки

ГОСТ Р 53056-2008 Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.019-86 Система стандартов безопасности труда. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 конкурентоспособность: Уровень технических, эксплуатационных, экономических, социальных, экологических параметров машины, которые позволяют выдерживать конкуренцию с аналогичной машиной на рынке.

3.2 интегральный показатель конкурентоспособности: Рыночная характеристика машины, включающая в себя оценку основных экономических, социальных, агротехнических показателей относительно выявленных требований рынка (реального покупателя) или свойств другой машины.

3.3 значение убытка от продуктивности и качества сельскохозяйственного продукта: Оценка в денежных единицах убытка, формируемого в результате изменения качественных агротехнических показателей при выполнении машиной технологической операции.

3.4 комплексный показатель безопасности труда механизатора: Оценка одним обобщенным показателем достигнутого уровня условий труда механизатора с учетом опасных и вредных факторов при эксплуатации машины.

     4 Общие положения

4.1 Оценку конкурентоспособности отечественных и зарубежных образцов машин в рекламных целях проводят для хозяйств определенной группы, имеющих дефицит денежных средств, трудовых ресурсов, а также с разным уровнем социальной защищенности механизаторов, с разным уровнем продуктивности и качества сельскохозяйственной продукции, обусловленный конструкцией сравниваемых машин.

4.2 В качестве критерия оценки конкурентоспособности принят интегральный показатель, учитывающий наличие в данной группе хозяйств следующих факторов:

- дефицит денежных средств;

- дефицит механизаторов;

- разный уровень условий труда;

- разный уровень продуктивности и качества сельскохозяйственной продукции, обусловленный конструкцией машин.

4.3 Оценку конкурентоспособности машины проводят по данным конкурсных испытаний, позволяющих в условиях реальной эксплуатации получить информацию, достоверную для расчетов.

4.3.1 Программа проведения конкурсных испытаний машины предусматривает выполнение следующих требований:

- выбор базы для сравнения;

- организацию проведения конкурсных испытаний;

- выбор номенклатуры определяемых показателей;

- определение показателей с применением экспресс-методов;

- получение дополнительной информации от предприятий-изготовителей, фирм Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) или дальнего зарубежья;

- выбор оценочных показателей конкурентоспособности.

4.3.2 На стадии проведения конкурсных испытаний за базу для сравнения принимают:

- серийную отечественную машину аналогичного типа и класса, которая пользуется преимущественным спросом на рынке;

- серийную машину стран СНГ или дальнего зарубежья в случае отсутствия отечественного аналога.

4.4 При проведении конкурсных испытаний определяют следующие обязательные показатели:

- производительность за час сменного времени по ГОСТ Р 52778;

- расход топлива по ГОСТ Р 52778;

- число основного и вспомогательного персонала;

- агротехнические показатели.

4.4.1 Следующую дополнительную информацию по машине предоставляет предприятие, фирма-изготовитель, машиноиспытательная станция (МИС):

- цену машины на момент приобретения ее хозяйством;

- ресурс машины;

- срок службы машины;

- коэффициент готовности машины;

- норму отчислений годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание от цены машины.

4.4.2 Программа конкурсных испытаний предусматривает проведение одной-двух контрольных смен продолжительностью не менее шести часов каждая. В течение смены проводят сплошную хронографию рабочего времени или поэлементный хронометраж сменного времени.

4.4.3 В течение контрольной смены по методикам, действующим в системе МИС, определяют объем выполненной работы, расход топлива и качественные агротехнические показатели с применением методов экспресс-оценки.

4.5 Результаты конкурсных испытаний являются основой для сравнительной оценки конкурентоспособности отечественных и зарубежных машин для хозяйств с различным уровнем эффективности и ресурсообеспеченности.

     5 Методика определения интегрального показателя конкурентоспособности

5.1 Интегральный показатель конкурентоспособности машин определяют с использованием следующих технико-экономических показателей:

- цены машины;

- прямых затрат денежных средств при выполнении технологической операции;

- производительности труда;

- комплексного показателя безопасности труда механизатора;

- значения убытка от снижения продуктивности и повреждения сельскохозяйственного продукта.

5.2 Структуру интегрального показателя конкурентоспособности формируют исходя из фактического наличия четырех факторов у сельхозпроизводителя:

- дефицита денежных средств на приобретение машины;

- дефицита механизаторов (операторов);

- низкого уровня социальной защищенности трудовых ресурсов (высокий уровень заболеваемости, текучесть кадров, травматизм в связи с низким уровнем безопасности труда механизатора при эксплуатации машин с рабочим местом оператора);

- более высокого качества работы машины, обеспечивающего повышение продуктивности и качества сельскохозяйственного продукта.

5.3 Для определения коэффициента значимости каждого фактора в интегральном показателе специалисты МИС проводят анализ производственно-хозяйственной деятельности коллективных сельхозпредприятий, агрофирм, агрохолдингов для выявления дефицита ресурсов.

5.3.1 Для убыточных хозяйств различных форм собственности, испытывающих дефицит денежных средств, основным единственным критерием выбора является минимальная цена машины. Удельный вес факторного коэффициента принимают равным единице.

5.3.2 Для прибыльных хозяйств основными критериальными показателями выбора являются минимум прямых затрат денежных средств, дополнительный сбор продукции и ее более высокое качество. Удельный вес двух приведенных факторных коэффициентов в сумме принимают на уровне 0,8 и при расчете учитывают в равных долях.

5.3.3 Для коллективных хозяйств, агрофирм, агрохолдингов, с избытком денежных средств и дефицитом механизаторов более важными критериальными показателями выбора являются производительность труда механизатора и максимально комфортные условия безопасности труда. Удельный вес двух приведенных факторных коэффициентов в сумме принимают на уровне 0,8 и при расчете учитывают в равных долях.

5.4 Приведенную структуру показателей по типам хозяйствующих субъектов используют для определения интегрального показателя конкурентоспособности сравниваемых машин в регионе.

5.4.1 Интегральный показатель характеризует конкурентоспособность новой машины в группе хозяйств регионального рынка и отражает возможность ее приобретения теми хозяйствами, которым присущи ограничительные факторы, выявленные у сельхозпроизводителей.

Для категории хозяйств с дефицитом других ресурсов более конкурентоспособной может оказаться машина другого типа.

5.5 Сравнительный показатель конкурентоспособности машин, поступающих на региональный рынок для их реализации, и удельный вес каждого показателя, формирующего интегральный показатель конкурентоспособности машин в регионе, устанавливается заказчиком испытаний или по данным инженерного мониторинга хозяйств, проведенного специалистами МИС.

5.6 Интегральный показатель конкурентоспособности машины вычисляют по формуле

,                                  (1)


где - факторный коэффициент цены конкурирующей машины;

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs