Статус документа
Статус документа

РД 52.04.316-92 Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Выпуск 9. Гидрометеорологические наблюдения на морских станциях. Часть II. Гидрометеорологические наблюдения на судовых станциях, проводимые штатными наблюдателями. Книга 1

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОВЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

1.2.1. Гидрометеорологические наблюдения на судах проводятся с целью:

обеспечения прогностических органов нашей страны и зарубежных стран сведениями об особо опасных атмосферных процессах и явлениях, о состоянии погоды в конкретных точках Мирового океана, необходимыми для составления всех видов прогноза погоды, включая прогнозы по маршруту следования судов, и прогнозы особо опасных атмосферных процессов и явлений;

увеличения фонда гидрометеорологической информации в центрах сбора для составления климатических и океанографических карт, справочников, описаний климата, погоды и гидрометеорологического режима морей и океанов;

регулярной информации капитанов судов, начальников экспедиций и других лиц командного состава о фактическом состоянии погоды и моря в районах плавания; составления гидрометеорологических прогнозов и консультаций по вопросам погоды, климата;

производства специальных гидрометеорологических наблюдений и работ для научных исследований

1.2.2. Для производства гидрометеорологических наблюдений на судах организуются пункты наблюдений - судовые гидрометеорологические станции (СГМС).

В зависимости от поставленных задач, состава, объема наблюдений и работ судовые гидрометеорологические станции делятся на три разряда.

1.2.2.1. СГМС первого разряда работают по индивидуальным программам, составляемым судовладельцами (НИУ, УГМС).

На основании этих программ СГМС первого разряда:

проводят стандартный по составу и времени комплекс гидрометеорологических, актинометрических наблюдений, их обработку и регулярную передачу собранной информации в прогностические центры как нашей страны, так и зарубежных стран, а по окончании рейса передают собранную гидрометеорологическую информацию судовладельцу в составе судового отчета (по форме действующего макета отчета) и на техническом носителе информации;

привлекаются к обслуживанию капитанов и штурманского состава как своего судна, так и других судов информацией о фактической и прогнозируемой погоде по маршруту следования судов;

проводят стажировку молодых специалистов и производственную практику студентов техникумов и высших учебных заведений гидрометеорологического профиля.

1.2.2.2. СГМС второго разряда работают по типовым для всех судов программам, которые разрабатываются научно-методическим центром, осуществляющим методическое руководство такими станциями, совместно с Росгидрометом. В эти программы включают производство гидрометеорологических и актинометрических наблюдений и их регулярную передачу в прогностические центры.

На СГМС первого и второго разрядов весь комплекс наблюдений и работ осуществляется штатными сотрудниками, входящими в экипаж судна.

1.2.2.3. СГМС третьего разряда выполняют только гидрометеорологические наблюдения (без актинометрических) и по сокращенной (по сравнению с программой наблюдений СГМС второго разряда) программе работ, которая однотипна для всех станций данного разряда. Гидрометеорологические наблюдения выполняются штурманским составом.

1.2.3. Перечень платформ наблюдений, на которых организуются СГМС.

1.2.3.1. СГМС первого разряда организуются на:

1) всех больших (водоизмещением 1000 т и более) научно-исследовательских судах (НИС) Росгидромета и других ведомств;

2) исследовательских и флагманских судах флотилий рыбной промышленности;

3) ледоколах и судах ледового патруля;

4) плавучих базах рыбной промышленности, длительно стоящих на якоре или дрейфующих в ограниченном районе вдали от берегов;

5) различных судах морского флота, рыбной промышленности и других ведомств, где это будет признано целесообразным.

1.2.3.2. СГМС второго разряда организуются на некоторых грузовых и пассажирских судах дальнего плавания Департамента морского флота (ДМФ), а также на некоторых крупных ледоколах и судах рыбной промышленности, на плавучих маяках и базах в зависимости от районов плавания и научной или практической целесообразности получения гидрометеорологической информации с борта перечисленных судов и наличия условий для организации и производства гидрометеорологических и актинометрических наблюдений.