МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОГНЕЗАЩИТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ ОГНЕЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ АВТОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ
РАЗРАБОТАНА ФГУ ВНИИПО МЧС России (д-р техн. наук И.А.Болодьян, канд. техн. наук В.И.Голованов, А.В.Ружинский, А.В.Пехотиков, В.В.Павлов).
УТВЕРЖДЕНА начальником УГПН МЧС России Ю.П.Ненашевым 07.06.2005 г.
Дано описание метода определения огнезащитной эффективности средств огнезащиты железобетонных конструкций автодорожных тоннельных сооружений в условиях огневых испытаний по стандартному температурному режиму в соответствии с ГОСТ 30247.0-94. Представлены требования к испытываемым образцам, приведен порядок подготовки к испытаниям, их проведения, а также оценки полученных результатов.
1.1. При строительстве подземных автодорожных сооружений тоннельного типа, как правило, применяются монолитные и сборные конструкции из железобетона. В связи с особыми условиями эксплуатации таких объектов возникают специфические факторы, влияющие на огнестойкость этих конструкций. Помимо рабочей нагрузки, на несущие элементы тоннелей воздействуют такие факторы, как повышенная влажность, непосредственный контакт с грунтом, химическое действие отработавших газов, вибрация и т.д.
1.2. С учетом уникальности подобных сооружений и многообразия опасных факторов пожара разрабатываются специальные мероприятия по защите железобетонных конструкций тоннелей от разрушения при пожаре. В частности, к таким мероприятиям относится устройство огнезащиты этих конструкций.
Для огнезащиты железобетонных конструкций тоннелей наиболее целесообразным является нанесение огнезащитных составов, штукатурок, а также плитных материалов.
Параметры и теплотехнические характеристики огнезащитных материалов определяются изготовителем и указываются в техническом регламенте.
1.3. Настоящая методика позволяет установить толщину огнезащитного слоя, требуемую для обеспечения огнестойкости несущих железобетонных конструкций тоннеля в период воздействия пожара в течение заданного промежутка времени. Сущность методики состоит в определении огнезащитной эффективности средства огнезащиты путем проведения огневых испытаний железобетонного образца.
В основу метода испытаний положен ГОСТ 30247.0-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования" с учетом допущений, принятых в методике. Критерии достижения предельных состояний образцов при испытаниях обоснованы экспериментальными данными по поведению бетонов и арматурных сталей при нагреве в напряженно-деформированном состоянии, а также данными, полученными в результате анализа зарубежных норм, относящихся к тоннельным сооружениям.
1.4. При испытаниях принимаются следующие допущения:
испытания проводят на образцах уменьшенного размера, имитирующих представительную часть реальных конструкций обделки тоннеля;
учитывая невозможность соблюдения реальных условий теплопередачи указанных конструктивных элементов в грунт, на необогреваемой стороне образцов создают адиабатические граничные условия;
испытания проводят без нагрузки до наступления признака потери несущей способности, определяемого по достижению критических значений температурой арматуры и бетона при наихудших условиях напряженно-деформированного состояния конструкции.*
________________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
1.5. Методика не распространяется на определение пределов огнестойкости конструкций с огнезащитой.