Статус документа
Статус документа

Правила по технике безопасности при производстве наблюдений и работ на сети Госкомгидромета

4.2. ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТАМ

4.2.1. Дневной маршрут должен быть рассчитан с учетом времени на устройство ночлега. Место для ночлега вблизи водотока выбирается с обязательным учетом возможных подъемов уровня воды.

4.2.2. Лодка должна загружаться не более чем на половину максимальной грузоподъемности, снаряжение укладывается по возможности ниже бортов и прочно привязывается к лодке. По бортам на случай аварии должна быть протянута веревка.

4.2.3. При обследовании рек с большими скоростями течения запрещается пользоваться лодкой без предварительной рекогносцировки участка реки по берегу, а в случае невозможности прохода по берегу лодку необходимо держать возможно ближе к берегу, чтобы при опасности на реке быстро к нему пристать.

4.2.4. Все участники лодочных маршрутов должны быть обеспечены надувными спасательными жилетами.

4.2.5. Грузовые автомашины, используемые при гидрографических обследованиях, должны быть специально оборудованы для перевозки людей. Перевозить в них одновременно людей и громоздкие грузы запрещается.

4.2.6. Среди работников, находящихся в кузове, должен быть назначен старший, который следит за порядком, поддерживает связь с водителем, сообщая ему о готовности к движению, необходимости остановки. Курить в кузове во время движения машины не разрешается.

4.2.7. При использовании вьючного транспорта запрещается проводить по опасным местам караван, соединив животных между собой (по узким тропам, лавиноопасным местам и т.п.).

4.2.8. Крепление вьюков должно обеспечивать возможность их быстрого снятия.

4.2.9. Прохождение гидрографических отрядов по лавиноопасным участкам, как правило, не допускается. При вынужденной необходимости прохождения лавиноопасной зоны должны быть обеспечены меры безопасности, предусмотренные в пунктах 5.3.17-5.3.23 настоящих Правил.

4.2.10. Для перехода через труднопроходимые и непроходимые болота должна быть построена гать. Без подготовленной дороги запрещается даже попытка перехода через такие болота с лошадьми.

4.2.11. При переходе болота группа должна держаться вместе. Каждый переходящий болото должен иметь в руках легкий шест, который на случай внезапного провала в "окно" следует держать горизонтально.

4.2.12. При обследовании болот движение группы (отряда, партии) разрешается только при ее составе пять-шесть человек; запрещается движение в одиночку, а на большом расстоянии - группой менее трех человек.

Группа (отряд, партия) должна иметь спасательное снаряжение: веревку (5-6 м на каждого человека), шест, топор; при пересечении озерно-болотных комплексов, рек, ручьев - резиновую двухместную надувную лодку. Группа (отряд, партия) должна быть снабжена картой и аэрофотоснимками (контактная печать или фотосхемы), компасом.

4.2.13. При обследовании верховых (олиготрофных) болот руководитель работ должен учитывать, что наиболее опасными являются:

а) сильно обводненные мочажины - шейхцериевые и очеретниковые. Особо опасны мочажины с участками оголенного разжиженного торфа; иногда в центре торфяного пятна может быть микроозерко. Движение по указанным мочажинам даже при наличии полного спасательного снаряжения категорически запрещается;

б) топи с осокой и шейхцерией, заросшие вахтой речные поймы, зарастающие озера и старицы, сплавины на берегах озер нужно проходить с шестом, держа его под мышкой в горизонтальном положении. Топи с вахтой и пушицей очень трудно проходимы, поэтому на этих участках болот необходимо прокладывать лежневку из стволов деревьев (гать).

4.2.14. При переходе через болота группа (отряд, партия) должна держаться вместе с интервалом 2-3 м, чтобы оказать в случае необходимости друг другу помощь.

На мочажинах, топях, сплавинах верховых (олиготрофных) болот запрещается идти след в след, чтобы не прорвать верхний слой моховой дернины. Необходимо двигаться параллельной тропой.

На зыбких же низинных (евтрофных) болотах, наоборот, надо передвигаться след в след, переходить при взаимной страховке веревкой с интервалом 8-10 м.

В случае провала в болото нужно держаться за шест, положенный горизонтально, и не делать резких движений. Выручать провалившегося следует с устойчивого места, бросив веревку или протянув шест.

Можно использовать при переходе через топкие участки болота так называемые "медвежьи лапы" (сплетенные из ветвей наподобие канадских лыж), надеваемые как обычные лыжи.

4.2.15. В период весеннего снеготаяния оттаивание гряд, мочажин и топей на болоте происходит неодновременно (обычно в период с середины мая до середины июня). Передвижение группы (отряда, партии) через мочажины и топяные участки в период оттаивания болота должно проводиться с большой осторожностью и разрешается только при наличии шестов и при непрерывном прощупывании впереди себя прочности и сплошности мерзлого слоя. При пересечении грядово-мочажинного, грядово-озеркового и озерно-болотных комплексов мочажины и озерки необходимо обходить по грядам. Категорически запрещается пересекать вброд мелкие внутриболотные озера и озерки, так как дно их, как правило, представлено жидким торфом.

4.2.16. При выборе маршрута в районах с многолетней мерзлотой руководитель работ должен:

а) учитывать глубину оттаивания;

б) избегать южных склонов;

в) прокладывать маршрут по бровкам террас и узким гребням водораздельных увалов и горных отрогов, не покрытых осыпями и каменными моренами.

4.2.17. При передвижении по пустынной и безводной местности должны быть приняты следующие меры безопасности:

а) выяснено наличие, местоположение и состояние колодцев, дорог, ориентиров, зимовок, населенных пунктов;