Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта

II. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

     
Виды и применение подвижного состава

10. Подвижной состав подразделяется на транспортный (грузовой и пассажирский) и специальный. Транспортный подвижной состав предназначен для перевозки грузов или пассажиров, специальный - для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ, производимых с помощью установленного на нем оборудования.

К транспортному подвижному составу относятся грузовые автомобили, седельные тягачи с полуприцепами, грузовые прицепы, легковые автомобили, автобусы и пассажирские прицепы, а к специальному - пожарные автомобили, автокраны, машины для уборки городских территорий, передвижные ремонтные мастерские, автомагазины и т.п.

Транспортный подвижной состав в свою очередь делится на подвижной состав общего назначения и специализированный (по виду грузов и характеру перевозок).

11. Для каждого вида грузовых и пассажирских перевозок должен выбираться подвижной состав с техническими характеристиками, соответствующими свойствам перевозимых грузов и характеру перевозок.

Требования к техническому состоянию подвижного состава

12. Как правило, к эксплуатации допускается только подвижной состав, выпущенный предприятиями промышленности.

Разрешается эксплуатировать также подвижной состав, модернизированный силами автотранспортных предприятий (организаций) или вновь изготовленный ими на базе готовых моделей подвижного состава, выпускаемых промышленностью (или их агрегатов), с изменениями элементов кузова, кабины, ходовой части и рабочего оборудования, вызванными специфическими особенностями и условиями выполнения перевозок, при отсутствии или недостаточном объеме промышленного производства такого подвижного состава.

Модернизация или изготовление подвижного состава силами автотранспортных предприятий (организаций) разрешается лишь по проектам, согласованным с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР в части их соответствия требованиям безопасности движения и утвержденным министерством или ведомством, в подчинении которого находится данное предприятие (организация).

13. Подвижной состав должен постоянно поддерживаться в надлежащем техническом состоянии путем своевременного проведения технического обслуживания. Не допускается эксплуатация подвижного состава, имеющего указанные ниже недостатки и неисправности.

Двигатель. Затрудненный пуск и неустойчивая работа на малых оборотах холостого хода. Подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск газов в соединениях системы выпуска или неисправный глушитель. Увеличенное по сравнению с установленными нормами содержание окиси углерода в отработавших газах. Понижение давления масла в системе смазки.

Трансмиссия. Неисправное или неправильно отрегулированное сцепление. Затрудненное включение или самопроизвольное выключение передач. Повышенные люфты в шарнирах и подшипниках промежуточных опор карданной передачи, деформации и трещины карданных валов. Ненормальный шум, вибрация, повышенный нагрев механизмов трансмиссии и подтекание масла из них.

Рулевое управление и передний мост. Несоответствующий инструкции завода-изготовителя люфт рулевого колеса; тугой ход и заедание рулевого управления. Ослабление крепления или повреждения рулевого колеса, колонки и картера рулевого механизма. Неисправности гидравлического усилителя рулевого управления. Неисправные и плохо закрепленные детали и соединения рулевого привода, балка переднего моста, поперечина и рычаги независимой передней подвески. Увеличенный люфт в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях. Нарушение нормальной величины углов установки передних колес и регулировки подшипников их ступиц.

Тормоза. Снижение в сравнении с установленными нормативами эффективности действия или заедание тормозов. Неравномерное действие тормозных механизмов колес. Невозможность достижения полной эффективности действия рабочего (ножного) тормоза при однократном нажатии на педаль. Повышенные по сравнению с установленными нормативами усилия на педали (рычаге) тормоза. Неисправность стопорного устройства рычага стояночного тормоза.

Утечка из системы привода тормозов жидкости или воздуха. Неисправность компрессора или системы регулирования давления в пневматическом приводе тормозов.

Несоответствие тормозной системы прицепа или полуприцепа требованиям действующих правил движения.

Ходовая часть. Трещины и другие повреждения, а также ослабление крепления рессор, пружин и других узлов и деталей подвески.

Несоответствие размеров шин, допустимой нагрузки на них, а также давления в шинах характеристике подвижного состава. Предельный износ рисунка по центру беговой дорожки протекторов шин. Повреждения и расслоение каркаса, неисправности бортов шин.

Ненадежное крепление колес к ступицам. Неисправные или неправильно установленные съемные бортовые кольца ободьев колес.

Кабина и кузов грузовых автомобилей, кузов прицепов и полуприцепов. Повреждения кузова и оперения, наружной окраски и декоративных покрытий. Неисправность запоров бортов кузова и дверей кабины. Нечетко различаются надписи, повторяющие цифры и буквы государственного номерного знака, надпись гаражного номера и изображение эмблемы автотранспортного предприятия (организации).

Отсутствие у седельных тягачей и грузовых автомобилей, работающих с прицепами, опознавательного знака автопоезда установленной формы.

У грузовых автомобилей, осуществляющих перевозки горючих жидкостей, сжатых и сжиженных газов, химических удобрений и ядохимикатов, самовоспламеняющихся, едких, взрывчатых и радиоактивных веществ, - несоответствие кузова и его оборудования требованиям действующих правил перевозки указанных грузов.

У специализированных грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки мяса, рыбы, молока, хлебобулочных продуктов и т.п., - невыполнение предписанной специальными правилами санитарной обработки кузова.

Неисправности механизма подъема кузова-самосвала и других механизмов и устройств специализированных автомобилей и автопоездов.

Кузов и пассажирское помещение автобусов и легковых автомобилей. Неисправности каркаса кузова, окон, дверей, устройств для запасных выходов (если они предусмотрены конструкцией), подножек, ступеней. Плохо закрепленные или неисправные пассажирские сиденья и поручни. Нарушение нормального действия приборов вентиляции, отопления и внутреннего освещения пассажирского помещения. Неисправности предметов наружного и внутреннего оборудования кузова, могущие вызвать травмы пассажиров или ремонтно-обслуживающего персонала.

Отсутствие или неисправное состояние требуемого комплекта предметов наружного и внутреннего оформления и рабочего оборудования автобусов - указателей маршрута, приборов сигнализации, связывающих пассажирское помещение автобуса с кабиной шофера, громкоговорящей установки и т.д.

Нечетко различаются надписи государственного номерного знака на задней стенке автобуса и гаражного номера.