Статус документа
Статус документа


     ГОСТ Р 52947-2008
(ЕН ИСО 5164:2005)

Группа Б29

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нефтепродукты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТОНАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МОТОРНЫХ ТОПЛИВ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Petroleum products.
Determination of knock characteristics of motor fuels.
Research method

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 52947-2019 с ГОСТ P 52947-2008 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

          

ОКС 75.080

ОКСТУ 0209

Дата введения 2009-01-01

     

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

    Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4, выполненного ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 августа 2008 г. N 169-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к региональному стандарту ЕН ИСО 5164:2005 "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных топлив. Исследовательский метод" (EN ISO 5164:2005 "Petroleum products - Determination of knock characteristics of motor fuels - Research method"). При этом дополнительные фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения детонационных характеристик жидкого топлива для двигателей с искровым зажиганием одноцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя CFR или отечественного двигателя типа УИТ-85М, работающих с постоянной скоростью и с переменной степенью сжатия с использованием условной шкалы октановых чисел. Определение октанового числа по исследовательскому методу (RON) предусматривает измерение детонационных характеристик моторных топлив в автомобильных двигателях в мягких условиях эксплуатации.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на весь диапазон шкалы от 0 до 120 RON. При этом рабочий диапазон находится в пределах от 40 до 120 RON. Испытания моторного топлива, как правило, проводят в диапазоне от 88 до 101 RON.

1.3 Настоящий стандарт может распространяться на топлива, содержащие оксигенаты до 4% масс, по кислороду.

1.4 Некоторые газы и пары, например галогенсодержащие хладагенты, используемые в кондиционерах, которые могут находиться вблизи двигателя CFR, могут оказывать существенное влияние на значения RON. Всплески или кратковременные изменения напряжения или частоты электрического тока также могут влиять на значения RON.

Примечания

1 Настоящий стандарт устанавливает параметры рабочих условий в единицах СИ, однако измерения, относящиеся к двигателям CFR, приводятся в единицах дюйм-фунт, поскольку они используются при изготовлении указанного оборудования, и поэтому в настоящий стандарт включены эти единицы, приводимые в круглых скобках.

2 В настоящем стандарте термины "% масс." и "% об." означают массовые и объемные доли материала соответственно.

1.5 Настоящий стандарт не ставит своей целью решить все вопросы безопасности, связанные с его использованием. Пользователь стандарта несет ответственность за обеспечение соответствующих мер безопасности и охраны здоровья и определяет пригодность упомянутых ограничений перед его применением.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб (ИСО 3170 "Жидкие нефтепродукты. Руководство по ручному отбору проб", NEQ)

    ГОСТ 21743-76 Масла авиационные. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контрольное топливо (check fuel): Топливо с заданными характеристиками, которое имеет принятое эталонное значение RON, определенное в ходе межлабораторных испытаний большого количества двигателей, находящихся в различных лабораториях.

3.2 высота цилиндра (cylinder height): Вертикальное положение цилиндра двигателя CFR по отношению к поршню в верхней мертвой точке (в.м.т.) или в верхней точке механически обработанной поверхности картера.

3.3 показание шкалы индикатора (dial indicator reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.

Примечание - Показание шкалы указателя выражают в тысячных долях дюйма или в сотых долях миллиметра.

3.4 показание цифрового счетчика (digital counter reading): Числовое показание высоты цилиндра, установленное по основной настройке, когда двигатель работает при степени сжатия, необходимой для получения заданного давления сжатия.

3.5 детонометр (измеритель детонации) (detonation meter): Прибор, преобразующий электрический сигнал от датчика детонации в выходной сигнал на дисплей.

3.6 датчик детонации (detonation pickup): Преобразователь магнитострикционного типа, который вкручивают в резьбовое отверстие в цилиндре двигателя для определения давления в камере сгорания и обеспечения электрического сигнала, пропорционального скорости изменения давления в цилиндре.

3.7 работа с зажиганием (firing): Работа двигателя с подачей топлива и включенным зажиганием.

3.8 соотношение топливо - воздух для максимальной интенсивности детонации (fuel-air ratio for maximum knock intensity): Соотношение топливо - воздух, которое вызывает наибольшую интенсивность детонации для топлива.

3.9 справочная таблица (guide table): Представленные в виде таблицы данные установленной зависимости между высотой цилиндра и октановым числом для двигателя CFR, работающего при стандартной детонационной интенсивности и заданном барометрическом давлении.

3.10 детонация (knock): Аномальное сгорание, часто производящее слышимый звук, вызванный самовоспламенением топливно-воздушной смеси.

3.11 интенсивность детонации (knock intensity): Критерий детонации двигателя.

3.12 датчик интенсивности детонации (knockmeter): Индикаторный измеритель с делениями шкалы от 0 до 100, который фиксирует сигнал интенсивности детонации детонометра.

3.13 моторный режим работы (режим работы при автомобильном движении) (motoring): Работа двигателя без топлива с отключенным зажиганием.

3.14 октановое число, определенное по исследовательскому методу; RON (research octane number, RON): Числовой показатель стойкости топлива к детонации, полученный сравнением интенсивности его детонации с интенсивностью детонации первичных эталонных топлив с известным октановым числом по исследовательскому методу при испытании на стандартном двигателе CFR или двигателе типа УИТ-85М, работающих в условиях, установленных в настоящем стандарте.

3.15 оксигенат (oxygenate): Кислородсодержащее органическое соединение, например различные спирты или простые эфиры, используемые в качестве топлива или топливной добавки.

3.16 первичное эталонное топливо; PRF (primary reference fuel, PRF): Изооктан (2,2,4-триметилпентан), гептан, объемно пропорциональные смеси изооктана с гептаном или смеси тетраэтилсвинца в изооктане, которые использованы для построения условной шкалы октановых чисел.

3.17 разброс (spread): Чувствительность детонометра, выраженная в делениях датчика интенсивности детонации на единицу октанового числа.

3.18 стандартизованная топливная смесь на основе толуола, смесь TSF (toluene standardization fuel blend, TSF blend): Пропорциональная по объему смесь двух или более следующих веществ: толуола сорта эталонного топлива, гептана и изооктана, которая имеет принятые эталонные значения RON и заданные допуски.

     4 Сущность метода


Образец топлива испытывают в двигателях типа CFR или УИТ-85 при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, сравнивают со смесями первичных эталонных топлив и определяют, дает ли смесь, испытываемая при составе топливовоздушной смеси, приводящем к максимальной детонации, стандартную интенсивность детонации при испытании с той же степенью сжатия. Состав смеси первичных эталонных топлив (по объему) характеризует как их октановое число, так и октановое число образца топлива.

     5 Реактивы и материалы

5.1 Хладагент для рубашки цилиндра, состоящий из воды, соответствующей сорту 3 [1]. Вода используется в рубашке цилиндра в лабораториях, где ее температура кипения составляет (100±2) °С. Воду с техническим антифризом на основе гликоля следует использовать в лабораториях, расположенных над уровнем моря, для обеспечения указанной температуры кипения.

Для сведения к минимуму коррозии и минеральной окалины, которые могут изменить теплопередачу и результаты определения октанового числа, в хладагент следует добавлять техническое многофункциональное вещество для обработки воды.

5.2 Хладагент для карбюратора, состоящий из воды или смеси воды и антифриза. При необходимости его охлаждают (8.29), чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха, до температуры не менее 0,6 °С и не более 10 °С.

5.3 Смазочное масло для картера двигателя с вязкостью SAE 30, отвечающей эксплуатационной классификации SF/CD или SG/CE. Оно должно содержать моющую присадку и иметь кинематическую вязкость от 9,3 до 12,5 мм/с при температуре 100 °С и индекс вязкости не менее 85. Не применяют масла, содержащие добавки или присадки, изменяющие индекс вязкости, а также всесезонные смазочные масла.

Для двигателей УИТ-85М должно применяться масло МС-20 по ГОСТ 21743.

5.4 Первичное эталонное топливо на основе изооктана минимальной чистоты 99,75% об., содержащее не более 0,10% об. гептана и не более 0,5 мг/дм свинца; обозначается как RON 100.

Примечание - Для проверки применяют сертифицированные стандартные образцы SRM IRMM-442 и SRM NIST 1816а.

5.5 Первичное эталонное топливо на основе гептана минимальной чистоты 99,75% об., содержащее не более 0,10% об. изооктана и не более 0,5 мг/дм свинца; обозначается как RON 0.

Примечание - Для проверки применяют сертифицированные стандартные образцы SRM IRMM-442 и SRM NIST 1816а и отечественные ГСО ЭТ.

5.6 Смесь первичных эталонных топлив, содержащая (80±0,1)% об. изооктана, приготовленная с использованием изооктана сорта эталонного топлива (5.4) и гептана (5.5).

Примечание - Приготовление смесей первичных эталонных топлив согласно заданным значениям RON приведено в [2], приложение А5 (таблицы смешивания эталонных топлив).

5.7 Разбавленный тетраэтилсвинец (разбавленный в объемной пропорции тетраэтилсвинец), подготовленный раствор авиационной смешанной тетраэтилсвинцовой антидетонационной присадки в углеводородном растворителе, содержащем 70% об. ксилола и 30% об. гептана.

Данная антидетонационная жидкость должна содержать (18,23±0,05) % масс. тетраэтилсвинца и иметь относительную плотность при температуре 15,6 °С от 0,957 до 0,967.

Примечание - Типичный состав этой смеси, % масс. без тетраэтилсвинца:

    этилендибромид (противонагарная присадка)

10,6

    растворитель:

    ксилол

52,5

    гептан

17,8

    краситель, антиоксидант и инертные компоненты

0,87



5.8 Смеси первичных эталонных топлив для оценки октановых чисел выше 100 RON готовят добавлением разбавленного тетраэтилсвинца (5.7) в кубических сантиметрах к 400 см изооктана (5.4).

Примечание - Значения RON для смесей тетраэтилсвинца в изооктане приведено в [2], приложение А5 (таблицы смешивания эталонных топлив).

5.9 Толуол (метилбензол), сорт эталонного топлива чистотой не менее 99,5% об., определенной хроматографическим анализом, с перекисным числом не более 5 мг/кг и содержанием воды не более 200 мг/кг.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs