5.1. Общие положения
5.1.1. Техническое использование и обслуживание главных двигателей, паровых котлов и вспомогательных механизмов должно производиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации, разработанными предприятиями-изготовителями, а также с учетом требований действующей нормативной документации по эксплуатации судовых технических средств и инструкций по охране труда.
5.1.2. Запрещается эксплуатация судовых энергетических установок с нарушениями требований п.5.1.1, за исключением случаев, связанных с предотвращением угрозы человеческой жизни, обеспечением безопасности судна или с предотвращением возможности аварий.
5.1.3. Непосредственную ответственность за соблюдение требований безопасности при эксплуатации энергетической установки несет главный (старший) механик судна.
5.1.4. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие во время эксплуатации энергетической установки, несут лица, которые своими распоряжениями или действиями нарушили требования безопасности или не приняли должных мер, обеспечивающих безопасность работ.
5.1.5. Вахтенный механик обязан до начала вахты (работы) проверить состояние и правильность организации рабочих мест, наличие и исправность оборудования и инструмента, состояние проходов, наличие ограждений, освещения, инструкций, схем и знаков безопасности, исправность вентиляции, наличие и состояние средств индивидуальной защиты и соответствие их выполняемой работе.
5.1.6. В машинном отделении должны быть размещены схемы трубопроводов судовых систем с нумерацией клапанов, вентилей, задвижек и указанием их назначения.
5.1.7. На местах и участках, являющихся временно опасными в связи с производством работ, должны быть установлены переносные знаки безопасности и временные ограждения, окрашенные лакокрасочными материалами сигнальных цветов. Знаки и ограждения должны быть сняты после того, как отпадет необходимость их применения.
5.1.8. Световые люки машинно-котельного отделения, когда они открыты, надлежит ограждать надежно укрепленными решетками или леерами, а также обеспечивать освещением в темное время суток.
5.1.9. Систему вентиляции машинно-котельных отделений надлежит содержать в исправном состоянии, позволяющем регулировать воздухообмен в различных климатических условиях и на различных режимах работы энергетической установки, как при движении судна, так и на стоянке.
5.1.10. Должен быть установлен постоянный надзор за исправностью газовытяжной системы из топливных танков, чистотой пламепрерывающих сеток газовытяжных труб, а также за самозапорными кранами мерительных труб топливных и масляных цистерн.
5.1.11. Плиты настилов машинно-котельного отделения должны быть на штатных местах, закреплены винтами, а все вырезы в них должны быть закрыты. Приспособления для открывания вырезов и подъема плит должны располагаться заподлицо с поверхностью.
5.1.12. Все ступеньки трапов, стойки, поручни и прутья решеток должны быть прочно закреплены на своих местах.
5.1.13. Запрещается устанавливать незакрепленные ограждения и кожухи.
5.1.14. Плиты настилов машинно-котельного отделения, решетки и трапы должны быть всегда чистыми и сухими. Пролитые на них дизельное топливо, мазут, масло, вода, а также попавшие на них консистентные смазки надлежит немедленно убрать и протереть их поверхность.
5.1.15. Движущиеся детали механизмов, не требующие постоянного наблюдения, должны быть ограждены надежно закрепленными кожухами или щитами, окрашенными в отличительный цвет, которые запрещается снимать во время работы механизмов.
5.1.16. Запасные части, приспособления и инвентарь должны быть надежно закреплены в своих гнездах. Их крепление надлежит осматривать и проверять каждый раз перед выходом судна в рейс, а также при приближении шторма.
5.1.17. Все детали механизмов, проверяемые во время работы на ощупь, не должны иметь острых углов и выступающих за пределы крепящих гаек шплинтов. Прокладки в подшипниках скольжения не должны выступать из разъема.
5.1.18. Запрещается на ходу чистить и обтирать движущиеся части механизмов и устройств, крепить гайки, выбирать слабину в системе движения, замерять зазоры и производить другие работы, специально не оговоренные инструкциями по эксплуатации.