Статус документа
Статус документа

Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПАЛУБНЫХ РАБОТ

3.1. Общие положения

3.1.1. Общая ответственность за соблюдение Правил техники безопасности при проведении всех палубных работ возлагается на старшего помощника капитана.

При выполнении конкретных операций на отдельных участках (при швартовных, грузовых операциях, работе с якорным устройством, установке трапов и т.д.) ответственность за безопасность работ несет их непосредственный руководитель.

3.1.2. Перед началом палубных работ их непосредственный руководитель (помощник капитана) обязан провести текущий инструктаж по безопасным методам работы и произвести расстановку людей по рабочим местам.

3.1.3. В местах производства палубных работ должны находиться только лица, назначенные для выполнения этих операций.

Находиться в указанных местах посторонним лицам и членам экипажа, не участвующим в этих работах, запрещается.

3.1.4. Все лица, выполняющие палубные работы, должны носить защитные каски, спецодежду и обувь, а во время выполнения работ, связанных с возможностью падения за борт, обязаны надеть кроме того рабочий страховочный жилет.

3.1.5. Запрещается работать со стальными канатами без специальных защитных рукавиц (ГОСТ 12.4.010-75).

3.1.6. К работе по управлению лебедками, электропогрузчиками и другими механизмами, а также к работе сигнальщиками-стропальщиками и др. допускаются только лица, прошедшие обучение по данной специальности на курсах и имеющие квалификационные удостоверения.

3.1.7. Запрещается работа на неисправных механизмах, устройствах, оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями. О всех неисправностях необходимо немедленно сообщить руководителю работ.

3.1.8. При работе с канатами запрещается находиться внутри бухт или шлагов канатов, разнесенных по палубе.

3.1.9. Держать ходовой конец выбираемого или стравливаемого каната надлежит на расстоянии не менее 1 м от барабана швартовного механизма, кнехтов, блоков и других устройств.

При работе с капроновыми канатами это расстояние должно быть не менее 2 м.

3.1.10. Запрещается находиться вблизи сильно натянутых канатов, цепей, стопоров, а также на линии натяжения канатов.

3.1.11. Запрещается находиться в зоне внутреннего угла, образованного канатом, поданным через кип или отводной роульс.

3.2. Швартовные операции

3.2.1. Перед началом швартовной операции члены экипажа занимают места в соответствии с судовым расписанием по швартовным операциям.

3.2.2 При подготовке к швартовной операции швартовные концы заблаговременно разносятся по палубе и приводятся в готовность бросательные концы, кранцы, стопоры.

3.2.3. Иллюминаторы и лацпорты во время швартовных операций должны быть задраены.

3.2.4. Подаче бросательного конца должен обязательно предшествовать предупредительный окрик "БЕРЕГИСЬ" ("ПОЛУНДРА").

Грузик бросательного конца должен иметь мягкую оплетку.

Для подачи предупредительного окрика при использовании линеметательного устройства должны применяться судовые звукоусиливающие средства (электромегафон, судовая трансляция).

3.2.5. Подбирать швартовные канаты разрешается только после подтверждения с места, куда он подан, что канат закреплен и чист.

3.2.6. При завозке швартовного каната шлюпкой или моторным катером на них должно быть набрано для свободного потравливания достаточное количество шлагов каната. Ходовой конец завозимого каната должен быть закреплен в шлюпке так, чтобы его можно было быстро отдать.

Находиться в кормовой части шлюпки при завозке швартовного каната запрещается.

3.2.7. Применять кранцы с коротким концом, требующим вытягивания рук за борт, запрещается.

3.2.8. Огоны стальных канатов в местах пробивок должны быть надежно оклетневаны.

3.2.9. При работе со стальными швартовными канатами должен применяться цепной стопор, состоящий из отрезка короткозвенной цепи длиной 2-4 м, калибра около 10 мм. Один конец цепи крепится на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный канат длиной не менее 1,5 м. Цепь должна накладываться стопорным узлом и последующими 3-4 шлагами по направлению тяги.

3.2.10. При работе с растительными и капроновыми канатами должны применяться стопоры из растительного каната. Разрушающая нагрузка стопора не менее 0,15 разрывного усилия швартова.