Подготовка данных эксплуатации для анализа M(t)
С.1 Методы анализа данных эксплуатации
Метод построения графика , приведенный в настоящем стандарте, может использоваться для идентификации периодов постоянного параметра потока отказов по данным эксплуатации. Метод позволяет идентифицировать периоды ранних отказов и определить процент ранних отказов. Кроме того, метод позволяет идентифицировать периоды износа и определить наработки до отказа и параметр потока отказов при предположении, что он постоянен.
Часто организации хотят вести мониторинг появления отказов в эксплуатации для оценки затрат в течение гарантийного периода, а также для накопления информации о надежности и повышении надежности объектов, находящихся в эксплуатации.
С.2 Количество отказов за период времени
Часто организации анализируют статистику о количестве отказов за указанный период времени, например за месяц. Для этого необходимо определить количество отказов за каждый такой период времени. Однако такой анализ часто вводит в заблуждение, так как в нем не учитывается количество объектов, находящихся в эксплуатации. Этот параметр часто называют совокупностью в эксплуатации или совокупностью в состоянии риска (PAR).
______________
PAR - Population at risk.
С.3 Процент отказов за период времени
Когда PAR изменяется, количество ремонтов делят на объем совокупности в эксплуатации и определяют процент отказов за указанный период времени.
Примечание - Процент отказов за период времени часто называют заявленной интенсивностью.
Чтобы выполнить эти расчеты, организация должна определить количество проведенных ремонтов или претензии за каждый период времени (например, за каждый месяц) и количество объектов, находящихся в эксплуатации в этом же месяце (совокупность в эксплуатации, т.е. PAR). Значит PAR может быть вычислена путем прибавления количества объектов, находящихся на обслуживании, к количеству объектов, находящихся в эксплуатации, и вычитания количества объектов, изъятых из использования (утилизированных). Оценить количество объектов, изъятых из использования, часто является сложной задачей, так как они могут быть проданы другому пользователю. Иногда трудно также определить, когда объект был поставлен на обслуживание. Для более точного определения времени предъявления на ремонт часто используют дату поставки или дату продажи. Если время, когда объект находится на хранении или у дистрибьютора, является очень незначительным, дата изготовления может быть использована как оценка даты постановки продукции на обслуживание. Поэтому совокупность в использовании часто можно определить приблизительно так:
PAR = объекты, поставленные на рынок, + объекты, проданные в течение рассматриваемого периода времени, - объекты, изъятые в течение рассматриваемого периода времени.
Так как организацию главным образом интересует статистика данных эксплуатации в течение гарантийного периода времени, неопределенность, вызванная изъятием, часто имеет меньшее значение.
Если параметр потока отказов продукции является постоянным во времени, то процент отказов в течение продолжительного периода времени является мерой безотказности продукции и может быть хорошей оценкой будущих затрат в гарантийный период. Но если параметр потока отказов продукции является не постоянным во времени (например, из-за ранних отказов), использование процента отказов за рассматриваемый период времени может ввести в заблуждение.
Если надежность продукции повышается, это не сразу повлияет на статистику, так как на нее будут влиять количество объектов с низкой надежностью, все еще находящихся на рынке. По этой причине рекомендуется использовать отдельную статистику для улучшенных объектов, например на основе номера, серии, типа, кода партии или даты изготовления.
С.4 Кривые M(t)
Если изменение параметра потока отказов во времени неизвестно, необходимо учитывать наработки отказавших объектов. Наработка может быть измерена в часах или днях (календарное время). Кривая в виде совокупного количества или процента отказов представляет собой функцию наработки, а не календарного времени как в С.З.
В некоторых случаях известно точное значение наработки, например при использовании счетчика времени или других счетчиков (например, одометр в автомобиле, счетчик копий в фотокопировальном устройстве и т.п.). В других случаях необходимо определить оценку наработки. Если наработка за день неизвестна, но может считаться приблизительно постоянной, для определения наработки могут использоваться дни вместо часов.
В соответствии с С.3 время (т.е. дату) постановки объектов на обслуживание можно определить на основе:
- даты поставки конечному пользователю;
- даты закупки/продажи;
- даты поставки дистрибьютору;
- даты изготовления.
Некоторые организации требуют, чтобы потребитель указал в регистрационной карте, когда оборудование было поставлено на обслуживание. В то же самое время используется карта потребителя для ремонта в гарантийный период (например, профилактическое обслуживание) и дальнейших действий маркетинга. Организация будет также иметь наименование и адрес потребителя в случае отзыва продукции. Однако не все потребители возвращают карту, так как возврат карты во многих странах не является обязательным условием для проведения гарантийного обслуживания.
В случае, когда продукция появляется в торговой сети с идентификационным кодом (например, мобильные телефоны), можно использовать время первого появления продукции в сети обслуживания.
Важно, чтобы одно и то же определение времени постановки продукции на обслуживание применялось ко всем объектам. Если есть различия, например между рынками или каналами распределения продукции, рекомендуется применять отдельную статистику для каждого гомогенного набора данных.
Объекты, о которых известно, что они были изъяты из использования, должны быть включены в PAR только до момента времени (даты) изъятия их из использования. Таким образом, PAR оценивают для каждого периода времени. В случае, когда дистрибьютор обязан забирать изъятую продукцию, такие данные могут быть легко собраны.